ПОБЕДА: В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИТСЯ

18 мая 2016 года, 9:58 |

Так случилось, что со своей тётей Валентиной Ильиничной Пальцевой я встретилась относительно недавно, лет 25 назад. Хоть мы и жили всю жизнь в одном селе, но друг друга не знали.

Знакомство состоялось случайно. Я ехала из Светлограда в Сухую Буйволу. В автобусе было весело. Мои односельчане, которые возвращались с фольклорного поединка, под аккомпанемент баяна пели русскую народную. Но мне не давало покоя ощущение, что кто-то сверлит меня взглядом, словно просит повернуться. Я повернулась, глянула на пассажирку за моей спиной. Что-то родное, до боли знакомое было в её лице. Не зная, что сказать, спросила:

- Вы знали мою маму?

Она вдруг встала, заплакала, крепко обняла меня и сказала:

- Твоя мама Катя – это моя сестра. У нас один отец – Илья Кириллович Пальцев, только матери разные…

Водитель проникся ситуацией, остановился. Стих баян, песня прервалась. Ещё несколько минут мы стояли, разговаривали, а потом сели рядышком и, обнявшись, поехали дальше.

С тех самых пор и породнились. Моя мама давно умерла, и мы вместе с мужем и детьми стали звать тётю Валю нашей бабушкой.

Простыня-спасительница

Я ходила к ней каждый вечер. Мы навёрстывали упущенные годы, разговаривали о жизни, родных. Оказалось, замуж тётушка не вышла, хоть и была красавицей с косой до пояса. Так одна прожила, поэтому никак не могла нарадоваться, когда наконец обрела семью – племянников, внуков.

Спустя какое-то время тётя Валя тяжело заболела. Я за ней ухаживала, слушала истории о прошлом. Одна меня поразила особенно.

Родилась Валентина Ильинична 9 июля 1924 года в Сухой Буйволе. Было голодно и трудно, впрочем, как и всем тогда. Когда подросла, Валя пошла работать в колхоз, а началась война – вместе со взрослыми рыла окопы. Однажды со станции Мокрая Буйвола приехал человек и предложил Валентине поступить на курсы стрелочников.

- По окончании курсов меня и ещё несколько девушек отправили в командировку (командировал нас ВЭУ-24), – вспоминала тётя. – Так я попала в польский город Станислав (железнодорожная станция Хриплин). Шёл 1944 год…

С фронта днём и ночью шли составы с ранеными бойцами, а на фронт – вагоны с оружием и боеприпасами. В один из вечеров Валя с подругой дежурили на посту. Приближался поезд. Девчата должны были перевести стрелки, но те не слушались. В голове Валентины звенела только одна мысль: «Это ведь трибунал!» Что делать? Девушка огляделась и вдруг увидела на путях какое-то белое полотнище. Не раздумывая, она схватила его и что есть сил стала им размахивать. Машинист увидел. Заскрежетали тормоза. Ситуация была спасена. А тут вдруг и стрелки развелись. Поезд проехал. Опомнившись, Валя дрожащими руками развернула ткань. Оказалось, это окровавленная простыня со следами от пуль.

Тётя её сохранила и привезла домой. Эту реликвию, простыню-спасительницу, она оставила мне. Правда, следов крови на ней уже не осталось, только ржавчина. По краю полотна выбита красивая вышивка, а на фоне узоров два слова по-немецки: «Сладких снов». Но их значение мы узнали совсем недавно.

Бой за справедливость

В Польше тётушка оставалась до февраля 1946-го. Затем стрелочницам оформили документы, выдали справки, чтобы те на их основании дома получили военные билеты. Кто знает, как это вышло, но в сухобуйволинском учётном столе справку Валентины Ильиничны потеряли...

Этот факт обнаружился только спустя много лет. Тётушка задумалась о пенсии, стала перебирать документы и поняла, что военник ей так и не выдали. Уже вместе мы отправили запрос в г. Подольск Московской области, в Центральный архив Министерства обороны России, но ответа так и не дождались.

Все эти годы 9 Мая тётя встречала со слезами обиды на глазах: на торжество её никто никогда не приглашал. В списках как участник войны она нигде не значилась…

Валентине Ильиничне было 75, когда она умерла от тяжёлой болезни. Перед смертью попросила меня узнать, почему она не считается участником ВОВ.

А действительно, почему, если доказательств обратного масса? Мне в наследство остались её фронтовые фотографии, сделанные в Дрездене (там она молодая, красивая, в железнодорожной форме, в окружении сослуживцев), и её награды. Среди многочисленных юбилейных есть медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и медаль «Ветеран труда», а ещё почётные грамоты за хорошие производственные показатели и удостоверение о праве на льготы как награждённой орденами и медалями за самоотверженный труд и безупречную военную службу в тылу в годы ВОВ…

В прошлом году я обратилась в райвоенкомат с просьбой о том, чтобы фото Валентины Ильиничны Пальцевой тоже оказалось на стене участников войны. Там дали добро. Пошла с документами к главе села А. И. Тенькову. Он посмотрел и согласился с тем, что Валентина Ильинична – участница войны. В этом году наша семья и односельчане всё-таки увидели фото моей тёти на стенде. Впереди ещё очень много работы по восстановлению документов и справедливости. Надеемся, у нас всё получится.

Роза МИТРОШЕНКО
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44