ТВЁРДАЯ РУКА В МЯГКОЙ ПЕРЧАТКЕ: тренеру по боксу В. Ф. Бойко, воспитавшему двоих чемпионов России, 70

28 октября 2016 года, 11:34 |
Фото Е. Арцимович

Каждый бой обречён на драму. И каждый спарринг – на дружбу. По крайней мере, у такого тренера, как Владимир Фёдорович Бойко. На днях ему исполнится семьдесят. И двадцать из них он посвятил детям.

Штрихи судьбы

- Бой и спарринг – это разное, - рассказывает, когда едем в его родное Благодатное. – Спарринг – тренировка. Со своими. А бой – соревнование, когда один победил, а другой проиграл.

- Когда проигрывают, плачут?

- Да. Случается. Каждый бой обречён на драму.

- Повод всё бросить…

Удивляется:

- Повод продолжить тренироваться.

Беседуем в машине. Трясёт. Писать в блокноте неудобно. И, словно широкие мазки на холст, ложатся на бумагу опорные слова его биографии: «Родился в Благодатном», «18 лет – армия», «Просится в школу служебного собаководства», «Карелия. Пёс Таран – красавец, умница. Учимся вместе», «Эстония. Угрозыск. Будущая жена, трое детей», «Токарь, мастер на военном заводе», «К маме в гости», «Мама болеет», «Парализована», «Благодатное».

В 1994-м приехал сюда – и проснулось всё, чем занимался в детстве и юности: вновь начал рисовать, боксировать. Только уровень теперь другой. Он стал учителем. Сначала – рисования (в благодатненской школе до сих пор на всех трёх этажах его картины и стенды), потом – бокса.

Начало

- Коля Строй – мой первый ученик, - вспоминает. – Мама его подвела как-то, говорит, вот, мол, хочет тренироваться. Смотрю: мальчишке лет девять-десять, тёмненький такой… Обычный в общем, пацан. А взгляд твёрдый. Я: «Правда хочешь?» - «Правда. Когда начнём?» - «А что откладывать? Завтра в шесть».

Коля пришёл. Стали с ним по утрам бегать в лес, делать зарядку. Потом Коля привёл Лёшу, Лёша – Сашу… Так всё и началось. Теперь Николай майор ФСБ. Владимир Фёдорович им гордится, а тот, в свою очередь, когда бывает в здешних краях, всегда заходит в гости.

За разговором время в пути пролетело быстро. И вот мы уже дома. Осмотрели владения. Зашли в спортзал, который тренер построил здесь же, у себя во дворе. Осталась внутренняя отделка.

- Надеюсь успеть к юбилею. Буду сюда ребят приглашать. Фанатов. Чтобы заниматься дополнительно. А теперь пойдёмте я вас чаем угощу.

Антон, Рита

Идём. Вместе с нами заходит трёхцветная кошка, призывно мурчит – и, откуда ни возьмись, из разных углов комнаты материализуются двое весёлых котят с натянутыми стрункой хвостами.

- А собака? – спрашиваю, вспоминая Тарана.

- Я часто уезжаю на соревнования…

Понятно. Собака не кошка. Для неё это стресс. Зато, оказывается, есть куры, кролики, козы. И когда успевает? Владимир Фёдорович наливает чай (движения бережные, аккуратные – контраст с его атлетической фигурой), рассказывает о своих чемпионах. Антон Кабанов: первенство края, округа, международный турнир и, наконец, первенство России. Потрясающая история побед.

Рита Фардзинова. Пришла десятилетней. На первом же соревновании против неё поставили соперницу опытную, плюс выше, тяжелее. «Как моя девочка?» - он очень волновался. Но Рита пошла и пошла, так взяла в оборот, что все руками развели.

- С красным дипломом окончила институт, - говорит с мягкой улыбкой. – Вышла замуж, ждёт ребёнка. Да вот мы сейчас позвоним ей.

Он уходит за телефоном в другую комнату и продолжает что-то говорить. Но я не слушаю слов, я слушаю только голос – и он молодой. Потрясающе молодой. Потом он говорит с Ритой, потом я говорю с ней. И пока говорю, на стол передо мной ложится магнитик с её свадебной фотографией: красивая, стройная, очень женственная девушка смотрит на меня. Боксёр, чемпион России? Ну надо же!

- Расскажите об учителе, Рита.

- Он второй отец. И не только для меня. Учит спорту, интересуется учёбой в школе. Если надо, говорит с родителями. Он помогает. Это его жизнь. И, знаете, он всегда так нам говорил: бокс – спорт, а не драка. Не путать! Проблемы решать словами, а не кулаками. Кулаки – в самом крайнем случае.

- На характер как-то повлиял?

- Конечно. Его ребята всегда более спокойные, тактичные.

Наконец-то! Слово найдено. Тактичный. Вежливый. И при этом «тактика» - искусство подготовки и ведения боя. Сила, скрытая в мягкости.

Гонг!

Тренировки в этот день нет, но, чтобы показать журналисту специфику профессии, Владимир Фёдорович приглашает в Благодатное тех, у кого есть такая возможность. Он не требует – предлагает. Но, когда мы подъезжаем к зданию бывшей школы, где боксёрам выделен один из залов, видим, что людей собралось немало. И местные, и светлоградские. Мальчишки окружают его.

- Переодевайтесь, переодевайтесь, - говорит.

Но те не спешат, что-то рассказывают. И он не кричит, не торопит. Кажется, дело затянется, однако как-то само собой получается, что пара минут – и они готовы. Так в чём он, учитель бокса? В умении и желании слушать смешливых пацанов или в коротком и решительном, для меня совершенно неожиданном «Вперёд!», вдруг бросающем их на ринг? Размеренная жизнь внезапно кончается. Звучит гонг. Первая пара – на спарринг. Вторая пара. Теперь старшие. Бокс – воспитание. Бокс – терпение. Бокс – работа. И они работают. До пота. До следующего удара гонга.

- Способных сразу видно?

- Видно. Но результат будет, только если способности совпадут с желанием и возможностями. У меня способных много: Саша Сорока, Саша Старокожев, Андрей Титаренко, Саша Заика, Дима Михайлов… Конечно, Иван Тимкачёв.

Мы разговариваем, и я понимаю: проблема не в детях – проблема в государственном подходе к спорту. Когда не совпадают слово и дело. Многие спортшколы в стране в плачевном состоянии. Наша районная не исключение. Ринг у боксёров есть (подарок от «Единой России»), но помещение, в котором он находится, не позволяет нормально тренироваться: нет места, не укрепишь боксёрскую грушу, потому что ни стены, ни потолки её не выдержат.

- О чём мечтаете?

- Подобрать хорошую команду ребят. Таких, чтобы глаза горели. Но, вообще, мне повезло, что у меня было два чемпиона.

Работать с чемпионами – счастье. Полёт. Это факт. Не факт только, что дело в везении. Может, всё же в Учителе?

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

В. В. Дудченко, папа:

- Вениамин ходит на бокс второй год. С желанием. Владимир Фёдорович – это именно детский тренер, каких у нас в районе единицы. Кнопочку заветную знает. Что сказать, в какой момент. Бывало, он одним словом менял ход боя. Он мягко обращается с детьми и при этом очень требовательный: с его тренировки выходят мокрыми. И ещё: у него коллектив. Старшие воспитывают младших. Уважают друг друга и, конечно, своего учителя.

Елена АРЦИМОВИЧ
Рубрика: СПОРТ
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 3

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44