ПРО УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ЭЙНШТЕЙНА: АУТИСТЫ В АУТСАЙДЕРАХ?

25 мая 2017 года, 13:27 |

Скоро школьники забросят свои ранцы куда подальше на три летних месяца. Большинство из них будет отдыхать спокойно: в сентябре пойдут в следующий класс. Меньшинство окажется второгодниками. Отдельная тема – первоклассники. Пока неизвестно, сколько первоклашек останется на второй год, но такая традиция уже сложилась. Обычным стало то, что в прежние времена было нонсенсом.

Почему?

Почему не идиоты, не хулиганы, не лоботрясы превращаются во второгодников или переводятся на индивидуальное обучение? Одна из причин – катастрофический рост числа детей с аутическими расстройствами. В России статистика отсутствует, что говорит об отношении к проблеме. Но есть статистика мировая, и по ней если каких-то сорок лет назад аутичных детей были единицы (один на сто тысяч, чаще мальчики), то теперь таким рождается каждый 65 ребёнок. Кстати, прогноз тоже нерадостный: к 2025 году аутистом может стать каждый второй. Понятно, что при жёстких формах расстройства вход в общеобразовательную школу для таких детей закрыт – здесь речь пойдёт о более мягких формах аутического спектра, известных всем.

- Дефицит внимания и гиперактивность, задержка речи, дислексия, дисграфия – эти проблемы сейчас действительно у многих детей, - рассказывает психолог центра соцобслуживания населения Петровского района Т. И. Ильина. – Особенно часто встречается гиперактивность. Надо ли говорить, что с таким ребёнком нелегко и учителям, и родителям. В первую очередь из-за непонимания ситуации, незнания элементарных правил общения с аутистами.

Не мойте негра: он не грязный

Родитель не может избавиться от своего ребёнка, но учитель может – к примеру, переведя на индивидуальное обучение. Трагедия в том, что зачастую такое решение устраняет проблему учителя (теперь ему не нужно искать индивидуальный подход, преодолевать трудности), но усугубляет её для ребёнка, практически лишая возможности стать полноценным членом общества.

- Аутическое расстройство – это сложность с общением, - говорит Татьяна Ивановна, - и если ребёнок в принципе не против находиться в классе, не нужно лишать его этого. Да, может, у него нет друзей. Может, он, проучившись несколько лет, знает имена не всех одноклассников. Это понятно: он живёт больше своим внутренним миром, чем внешним, но при этом он нарабатывает опыт, так или иначе адаптируется к взрослой жизни.

Задача учителя – объяснить детям особенность такого ребёнка, а не поставить на нём крест, запихнув на заднюю парту и исключив из жизни класса.

- Нужно понимать, что ребёнок с симптомами аутизма не хочет испортить вам жизнь. Он не делает назло, - продолжает Татьяна Ивановна, - поэтому бесполезно кричать, возмущаться или стыдить. Так и хочется сказать: «Не мойте негра: он не грязный – он просто чёрный!» Он иной, и к нему нужен особый подход. Да, он требует некоторых усилий, но в большинстве случаев не настолько титанических, чтобы паниковать. Здесь другая проблема: мы стали нетерпимыми, слишком категоричными, что по отношению к детям просто недопустимо.

Пройдёт через ад – и останется

- Они любят шаблоны, - рассказывает Татьяна Ивановна. - Так им легче. Поэтому им нужны чёткие инструкции. Не «Да сколько же тебе можно говорить? Да когда же ты начнёшь записывать домашнее задание? Вот куда ты опять смотришь?», а «На доске домашнее задание (аутисты чаще визуалы. – Прим. авт.). Перепиши его в дневник». Ребёнок с симптомами аутизма очень зависит от распорядка дня и болезненно воспринимает перемены. Он привыкает к людям, с которыми долго общается, и нуждается в них, даже если те его отталкивают. Он очень верный – пройдёт с вами через ад – и останется!

Традиции – вот их конёк. Они идут в школу одной и той же дорогой, их солдатики должны быть выстроены в строго определённом порядке, они могут несколько раз повторить понравившуюся фразу или зачарованно смотреть на запавший в душу предмет (к примеру, пока учительница читает нотацию, доброжелательно изучать яркую брошь на её платье).

- Кажется, что они отсутствуют, пропускают мимо ушей, но это не так: они слышат, - улыбается Татьяна Ивановна. – Другое дело, что фразы сливаются для них в шум волн, некий фон. А потому не нужно много слов – нужна конкретика, простота. И дайте время, чтобы осмыслить. Кстати, такие дети очень избирательны. Они могут выбрать один-единственный предмет в школе, забросив остальные, но в том, выбранном, достигнуть серьёзных высот. Они рассуждают о сложном, не понимая простого. Конечно, стандартная реакция учителя: «Лучше бы ты буквы ровные писал, чем рассказывал мне о Галилее!» Учителей можно понять: программа, планы… Но разве не дети важнее всего?

Особый мир

- Знаете (Татьяна Ивановна задумывается), такие ребята не любят всякие обнимашки, устают от эмоционального контакта. У них обычно нестандартный порог чувствительности (к боли, свету, звукам), и это нужно учитывать и родителям, и педагогам – давать отдохнуть от своего внимания. Но родителям рекомендуется всё же ласкать ребёнка. Понемногу. Ненароком приобнять, провести рукой по волосам. Даже если увернётся, ничего. Зато будет знать, что любим, что нужен.

Нельзя кричать. Именно из-за их чувствительности это бесполезно. У ребёнка сработает самозащита – он «выключится». Хотите, наоборот, «включить»? Сядьте на его уровень, чтобы глаза в глаза, скажите: «Посмотри на меня» - и задавайте вопрос. Входите в его мир через его интересы: считайте дома динозавров, а не спички, решайте задачи не с автобусами, которые едут навстречу друг другу из пункта А в пункт Б, а с танками.

Аутисты любят животных. Почему? Кто знает. Может, потому что животное принимает их такими, какие есть, ничего не требует, не разочаровывается? Так что, если есть возможность, заведите домашнего любимца – конечно, того, которого выберет ребёнок.

В одежде – поменьше сложностей. Да, шнурки – это чудесно: они развивают мелкую моторику, но если ему шнуровать неинтересно, получите только истерику. Пусть будут липучки. А моторику развивайте опять-таки на интересе: нанизывании бисера, лепке из пластилина, ощупывании игрушки (пусть на ощупь, с закрытыми глазами, угадает, что за игрушку вы дали ему в руки).

- Любой хороший родитель, видя, какие сложности у ребёнка, будет переживать за его будущее, - продолжает Татьяна Ивановна. – Дети с симптомами аутизма в основном ведомые. Они склонны повторять. Иногда такому ребёнку достаточно сказать пару ласковых слов, чтобы он побежал за тобой. Это может быть опасно. Поэтому задача родителей – постоянно давать одни и те же инструкции, которые должны впечататься в память накрепко: «Нельзя брать чужое, ругаться, обижать других, верить первому встречному…»

- Что будет потом, Татьяна Ивановна?

- Потом? Когда вырастет? Если есть сёстры, братья, учите их заботиться о таком ребёнке, заступаться за него, помогать. Это залог будущего. С профессией должны помочь родители. Увидеть, что ему в радость, что у него получается. Чётких требований при выборе специальности только два: узкая направленность и минимальная связь с человеческим общением. А в остальном… Пределов нет. Знаете, как говорят? И «тормоз» может оказаться гением.

ТЕРМИН

Аутизм (autos – «сам») – особое состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Требуется помощь и психиатра, и психолога.

ИЗ ФИЛЬМА

«Жил да был мальчик. Он не мог ни читать, ни писать. Как бы ни старался, он никак не запоминал, что Б идёт после А. Буквы были его злейшими врагами: они танцевали перед глазами, прыгали и скакали. Чтение и письмо выматывали его, и он ни с кем не мог поделиться своей бедой. Его называли неудачником, дурачком, но эти слова были ему нипочём, он никогда не терял самообладания. Но в один прекрасный день он достиг небывалого успеха. Когда люди услышали его теорию, они были поражены. А теперь скажите мне, как его звали?.. Альберт Эйнштейн! Симптомы аутизма были у Леонардо да Винчи, Томаса Эдисона, Пабло Пикассо, Уолта Диснея, Агаты Кристи… Среди нас порой рождаются такие дарования, которым под силу изменить курс истории, и всё из-за того, что они могут смотреть на мир иначе».

(Цитата из индийского фильма «Звёздочки на земле» – потрясающего примера индивидуального подхода учителя к ученику).

ИЗ ПРАКТИКИ

Контрольную проводит учитель параллельного класса – куда более мягкий, чем классный руководитель, но Коля (имя взято произвольно) устраивает настоящий скандал, он требует прежнего – да, жёсткого, да, неприязненно к нему относящегося, но своего, привычного!

Или такой случай. В семье традиция: по субботам на завтрак мама печёт блины. Но как-то молока не оказалось, и мама предложила сделать оладьи. Коля – в слёзы: «Нет! Ты же всегда пекла блины!»

Елена АРЦИМОВИЧ
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 1
  • 1
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (1)

  • Титова Елена Викторовна
    28.05.2017 (20:14)
    0
    Может я не права... Но я думаю, что симптомы аутизма проявляются в особой обстановке... И эту обстановку создаём мы, взрослые. Сегодня родителям проще, чтобы ребёнок не мешал и занимался своим делом, не задавая вопросов... На первый план выходит материальное обеспечение. Общение -подождёт.. В нашем детстве родителям некогда было нас воспитывать, мы просто вместе жили: ходили по-воду, стирали, топили печь, готовили еду. Короче, была совместная деятельность, в которой раскрывался ребёнок, социализировался. А сейчас?...
Система Orphus
8 (86547) 4-07-44