В КОНСТАНТИНОВСКОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ РАСТЯТ ЧЕМПИОНОВ И ТВОРЦОВ

4 июля 2017 года, 9:35 |
Фото С. Злобиной

Специальная (коррекционная) школа-интернат № 14, рассчитанная на 120 мест, открылась в Константиновском в типовом здании 1928 года постройки в 1961-м. Сегодня в общеобразовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, живут и обучаются 73 воспитанника с ограниченными возможностями здоровья из 26 районов Ставропольского края.

А между тем, прежде чем попасть сюда, ребята проходят через ад: побои, ожоги, голод, психологическое насилие, пьянки и драки взрослых. В интернат мальчишки и девчонки часто приезжают запущенными, затравленными, дикими зверёнышами. Что такое внимание и ласка, они, пожалуй, узнают только здесь.

Как и все, школа с трудом пережила сложные 90-е. Держались на плаву за счёт собственного энтузиазма и сотрудничества со спонсорами. В 2000-х ситуация изменилась. За последние несколько лет финансирование из краевого бюджета и привлечённые средства позволили значительно обновить материальную базу. Недавно в рамках участия в краевой программе «Новая семья», утверждённой Постановлением правительства СК от 29.12.2012 г. № 555-п, интернат получил 450 тысяч рублей. На проведение различных спартакиад и участие в конкурсах было израсходовано 72 тысячи, остальная сумма направлена на приобретение компьютерного оборудования и мебели.

Кроме того, в рамках программы министерства труда и социальной защиты населения «Реабилитация инвалидов в СК», утверждённой Постановлением правительства СК от 29.12.2012 г. № 559-п, из краевого бюджета были выделены средства в размере 31 тыс. 770 руб. на приобретение облучателя-рециркулятора – прибора для очищения воздуха от вирусов и бактерий.

Сегодня непосредственным куратором образовательного учреждения является заместитель председателя правительства Ставропольского края И. В. Кувалдина. С любыми проблемами коллектив обращается напрямую к ней, и Ирина Владимировна всегда старается помочь.

В целом школа-интернат в крае на хорошем счету. Коллектив стабильный, опытный. Много лет работают здесь И. А. Тимофеева, В. В. Стромина, Е. Н. Золотарёва, Е. И. Воробьёва, В. В. Баранов, Т. П. Евдокимова, Г. В. Середняк, Г. Г. Ляхова и С. В. Ляхов. Как ни пафосно это звучит, они целиком отдают себя детям-инвалидам, реабилитация которых долгие годы показывала отличные результаты.

- К сожалению, сейчас тенденция меняется, - говорит директор школы-интерната В. Ю. Середняк. - В последние лет пять к нам часто поступают ребята, причём уже достаточно взрослые, с тяжёлой степенью умственной отсталости. Нам удаётся скорректировать их диагноз, но совсем снять – нет. Другое дело, когда такие мальчишки и девчонки попадают к нам совсем малышами. Тем не менее мы радуемся даже самым небольшим успехам. Ребёнок в 9 лет научился хоть немного разговаривать? Здорово! Отучили его от горшка? Тоже отлично! Запомнил, как зовут воспитателя и директора? Умница! Так понемногу и продвигаемся вперёд. Главное в нашей работе – подобрать ключик к каждому воспитаннику, найти, в чём он силён (а какой-нибудь талант непременно спрятан в каждом), и начинать его развивать. Тем более что коллектив у нас профессиональный, да и для детей созданы все условия. Пусть в учёбе наши ребята слабы, зато они ежегодно занимают призовые места в различных соревнованиях, в том числе и в соревнованиях по шахматам.

«Многодетный па» и команда мечты

«Па пришёл!» - такими словами дети встречают Виталия Юрьевича в каждом классе. Как только он оказывается в поле их зрения, они смотрят лишь на него. В глазах – восторг и безграничная преданность.

- Им хочется называть нас мамами и папами, - поясняет Виталий Юрьевич. - Пусть называют, но при одном условии: нам, педагогам, не должно быть стыдно за наших детей. Они должны стараться подтягиваться к гордому званию сына и дочери.

И ребятня старается. Внутренне понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо», вырабатывается у подростков достаточно быстро. В первую очередь благодаря личному примеру всех сотрудников школы.

Опять же, с подачи педагогов у ребят сформировалась хорошая привычка начинать каждое утро с пробежки, растяжки, занятий на тренажёрах. Детвора занимается с удовольствием. Кое-кто добивается блестящих личных результатов.

Но, пожалуй, самый любимый вид спорта воспитанников – футбол. На протяжении нескольких лет подряд команда остаётся лидером чемпионата ЮФО по футболу и краевого этапа Всероссийских соревнований по футболу среди детских домов и школ-интернатов «Будущее зависит от тебя» (в мае заняла четвёртое место в финальном этапе, который проходил в Сочи). Она чемпион и 12-кратный призёр Всероссийских Специальных Олимпийских игр по мини-футболу, юнифайд-футболу на кубок Российского футбольного союза, а также двукратный призёр и чемпион Всероссийского турнира по мини-футболу на Кубок Президента РФ и многократный призёр и чемпион межрегиональной спартакиады среди детей с ОВЗ Южного федерального округа.

Кроме того, воспитанники школы защищали честь России на Европейских летних Специальных Олимпийских молодёжных играх в Риме и поднялись на третью ступень почётного пьедестала. Сборная России, в составе которой играли воспитанники константиновского интерната, стала бронзовым призёром Международной Специальной Олимпиады по мини-футболу, проводимой в Австрии-Швейцарии. Неоднократные победы ребята одерживали в краевых спартакиадах, а также на турнирах по волейболу и теннису. В этом заслуга тренеров С. В. Ляхова и В. А. Еркина.

- Ещё двадцать лет назад мы и мечтать не могли о таких успехах, - говорит Виталий Юрьевич. Он, кстати, не только директор интерната, но и мастер спорта по лёгкой атлетике. - Знаете, как раньше играли? В кирзовых сапогах и портянках. Дети ноги в кровь стирали. Хорошо, если появлялась пара кроссовок. Но она никому конкретно не принадлежала: спортсмены обували их по очереди. Было дело, футбольный мяч пять раз за тренировку зашивали, настолько старым он был. Сейчас у каждого есть спортивная форма, да и со спортинвентарём порядок.

Творческие и мастеровитые

О творческих и трудовых успехах воспитанников говорят их ежегодные победы в районном фестивале детей-инвалидов «Подари улыбку миру». Ребята уверенно заявляют о себе во всех номинациях. Их достижения признаются и в краевых конкурсах литературного и декоративно-прикладного творчества, на Всероссийском конкурсе «Лучший по профессии» среди обучающихся старших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений в номинациях «Швея» и «Вышивальщица». Работы воспитанниц занимают призовые места и на российских конкурсах рукоделия. А салфетка «Ришелье» ушла во Францию как лучшая на конкурсе «Восхождение к истокам».

С мастерскими ребята знакомятся в четвёртом классе Уже к шестому-седьмому мальчишки благодаря педагогам А. А. Ледовскому, Г. Н. Теряеву и В. В. Баранову свободно ориентируются в мире стамесок и лобзиков. К девятому классу могут собственноручно изготовить жестяные совки, резные разделочные доски, скалки и даже деревянные складные стульчики.

- А ещё на уроках социально-бытовой ориентировки мы вместе с девочками учимся готовить! – хвастаются парни.

- Где больше нравится – у плиты или у станка?

- У станка! Но поесть тоже любим!

В швейной мастерской под руководством Е. И. Воробьёвой и Т. И. Орловой колдуют маленькие рукодельницы. Прихватки и фартуки – это самое элементарное из того, что они учатся шить.

Девчонки скромно показывают салфетки и скатерти, вышитые розами и колосками. А ещё воспитанницы – большие мастерицы плести из бисера и изготавливать объёмные поделки из ткани.

- Ребята с ограниченными возможностями здоровья должны уметь позаботиться о себе после выпуска из интерната, - говорит директор. – Благодаря тому, что в 2014 году мы получили лицензию на право ведения профессионального обучения на базе школы, в десятом классе наши воспитанники могут получить специальности «швея», «столяр» и «штукатур». После они продолжают обучение в колледжах Ипатово, Новотроицка, Георгиевска и Михайловского, в которых есть коррекционные группы.

Как складывается их жизнь за стенами интерната? По-разному. Особенность ребят-сирот (да ещё с ОВЗ) в том, что они очень доверчивы. Хорошо, если на пути им встретятся люди понимающие и помогающие. Но нередко юноши и девушки становятся жертвами якобы друзей, которые хитростью выманивают накопленные за годы учёбы в школе деньги. Но как бы ни сложилась судьба выпускников, они время от времени наведываются в родные стены, навещают любимых «мам» и «пап». Приезжают к себе домой. Туда, где их любят.

Светлана ЗЛОБИНА
Рубрика: ОБРАЗОВАНИЕ
  • 0
  • 1
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44