ДО АФГАНА, АФГАН, ПОСЛЕ АФГАНА...

19 февраля 2019 года, 16:39 |
Фото А. Черняева

В России 15 февраля отмечается День памяти воинов-интернационалистов. Дата приурочена к окончанию вывода в 1989 году советских войск из Афганистана. В этот день мы всегда вспоминаем военнослужащих, которые проявили самоотверженность и мужество, участвуя в боевых действиях, продолжавшихся долгие десять лет.

За тысячи километров от родного Ставрополья оказался и наш земляк, светлоградец Александр Викторович Худотёплов. В Афганистане он выполнял свой долг. Интернациональный. Задумывался ли тогда 18-летний паренёк над значением этого высокопарного слова? Вряд ли. Но в том, что настоящий мужик должен обязательно хлебнуть армейского лиха, был убеждён на все сто.

ДО АФГАНА

Все мальчишки тех лет хотели походить на бравых парней в голубых беретах – на десантников. Вот и у Саши была мечта надеть их форму. Он был уверен, что из него получится хороший десантник. Занимался серьёзно спортом, акробатикой (имел второй юношеский разряд), а в девятом классе увлёкся стрельбой. Причём в тир ДОСААФ, что и сегодня находится на территории лицея № 3, его привела любовь. Любовь к девочке, которая занималась в кружке стрельбы из мелкокалиберной винтовки. Как говорит Александр Викторович по прошествии стольких лет, это была единственная возможность чаще её видеть. Так что первые навыки своей будущей армейской специальности Саша приобрёл именно в местном тире.

О детстве Александр Викторович вспоминает с теплотой, с особой нежностью рассказывает об отце Викторе Ивановиче, который один воспитал их с младшей сестрой Леной. Много времени уделяла внукам и бабушка Елизавета Семёновна Москаленко, долгие годы преподававшая в средней школе № 1 биологию и географию.

- Мы с сестрой не чувствовали себя обделёнными, бабушка и папа нас очень любили, - вспоминает Александр Викторович. - Хотели, чтобы мы получили образование, приобрели профессию. Признаться, к учёбе я относился с прохладцей, но пускать ситуацию на самотёк отец не позволял. Когда я окончил десятый класс, он добился направления от завода «Изумруд» и повёз меня в Ленинград поступать в радиополитехникум. Так я стал студентом отделения метрологии.

А спустя год, в октябре 1985-го, пришла повестка из военкомата. (В 80-е парней забирали в армию прямо со студенческой скамьи, едва им исполнялось 18 лет. За ними сохранялось право продолжить учёбу по возвращении.) Виктор Иванович сразу же приехал к Александру: как и полагалось, нужно было достойно проводить сына.

- Папа накупил продуктов и принёс в общежитие, - рассказывает Александр Викторович. - Вся студенческая братия гуляла до утра, недовольной осталась лишь комендантша. 21 октября я прибыл на призывной пункт, нас там было человек 80. Прошла молва, что приехали два «покупателя». 30 человек нужно было набрать в десантники, 50 – в моряки. Ясное дело, я стал проситься к первым. Моя фамилия в списке была последней.

Новобранцев сразу же отвезли в аэропорт Пулково. Ту-154 взял курс на Среднюю Азию и спустя время совершил посадку в Узбекистане, в Фергане.

ЕЩЁ НЕМНОГО – И АФГАН

Вчерашних мальчишек привезли в ферганский учебный полк, где в течение полугода им предстояло обучаться военному ремеслу. Саша попал в роту связи. Осваивал специальность переносника радиостанции Р-107М. Как вспоминает наш герой, уставал так, что не мог подтянуться и трёх раз. Потом принял присягу, и через время их батальон связи из 120 человек направили в высокогорье, где размещался учебный центр. Стало понятно, что ребят будут готовить для прохождения службы в Афганистане. Собственно, никто из офицеров этого и не скрывал.

Адаптация проходила очень тяжело, замучили цыпки. Жили в палатках, ложки носили в голенище сапог, котелки от жирной пищи отмывали песком. Физическая нагрузка была просто неимоверной. Спустя три месяца спустились с гор и вновь оказались в учебке. Занятия по физподготовке, стрельбе продолжались. Александр был в числе лучших, четыре раза его поощряли увольнительными.

- Очень скучал по близким, много о них думал, письма из дому – словно глоток свежего воздуха, - вспоминает Александр Викторович. - Однажды приснился сон, что я вернулся из армии весь в орденах и медалях, счастливый. Открываю калитку и попадаю на похороны отца. Проснулся весь в холодном поту и подумал: «Какое счастье, что это сон!»

Мой собеседник вдруг замолкает, не нарушаю молчания и я. Он извиняется и уходит в другую комнату. Ненадолго. Я пока ничего не понимаю, сижу жду. Александр Викторович возвращается, залпом выпивает стакан воды и продолжает:

- Буквально через несколько дней после того страшного сна меня вызвал к себе командир и сказал, что умер мой отец. Я сразу же отправился домой, получив 10-дневный отпуск. Но проститься и попросить прощения не успел, попал уже на кладбище. Папе было лишь 46, умер внезапно: оторвался тромб.

Когда солдат вернулся в Фергану, стало ясно, что в апреле состоится отправка в Афганистан. Саше предложили остаться в учебке, сказали, что присвоят звание сержанта и он будет для новобранцев образцом боевой и физической подготовки.

- Недвусмысленно намекали, что в Афганистане опасно, что могу живым не вернуться, а у меня, мол, сестрёнка одна осталась, ей ещё в жизни надо помочь, - рассказывает Александр Викторович. - Я буквально встал на дыбы, говорю: «Пацаны уйдут, а я останусь? Нет. Ни за что!» К тому же понимал, что только там, в Афгане, смогу приглушить боль от потери отца. Сестра осталась с бабушкой, и за неё можно было не переживать. Я же пообещал себе, что обязательно к ним вернусь. Живым и невредимым.

АФГАН

18 апреля 1986-го ТУ-154 с воинами-интернационалистами на борту совершил посадку в Кабуле. Первым делом бойцов предстояло распределить по трём батальонам. Рядовой Худотёплов попал в третий, базировавшийся под Кандагаром, в селении Шахджой провинции Заболь. Нёс службу в 9-й парашютной роте 3-го батальона 317-го воздушно-десантного полка.

Часть солдат жила в саманных казармах, другая – в палатках. Александру повезло: он попал в казарму. Во взводе связи должность переносника радиостанции на тот момент была занята, и на парня временно возложили обязанности мастера-аккумуляторщика.

По словам Александра Викторовича, в течение полугода новичков, прибывших из учебки, к боевым действиям не привлекали. А когда прибыла проверка из Союза, командование части устроило трёхкилометровый марш-бросок, проходивший на высоте 2400 метров над уровнем моря. Во время кросса один из дембелей обменял свой пулемёт весом 11,5 кг на трёхкилограммовый автомат Александра. После марш-броска на стрельбище Саша стрелял по мишеням из пулемёта из положения стоя, с колена и лёжа (хотя должен был производить выстрелы только лёжа). Его результат оказался лучшим. Проверяющие привезли с собой две снайперские винтовки, одна из них досталась самому меткому стрелку – рядовому Худотёплову. Так он стал снайпером.

За весь период службы Александр принимал участие в 12 плановых боевых операциях по уничтожению бандформирований мятежников, в 11 засадных действиях и в 15 операциях по зачистке кишлаков. Так, 20 августа 1987 года душманы из минометного и стрелкового оружия обстреляли сторожевую заставу в провинции Заболь. Действуя смело и решительно, наш земляк подавил огневую точку мятежников. А 12 сентября при очередном нападении обнаружил местонахождение вражеского миномётного расчёта и огнём из крупнокалиберного пулемёта вывел из строя и его.

- Вы теряли боевых друзей? - спрашиваю.

В ответ – тишина и попытка совладать со скупой мужской слезой, вновь выпитый залпом стакан холодной воды.

- Терял... - Александр Викторович справляется с эмоциями. - Никогда не забуду ясный день 7 октября 1987-го, свой дембель. Я был самым первым из нашего призыва, кто отправлялся домой. При полном параде ожидал БТР, на котором должен был доехать до Кандагара. Провожали меня всей заставой, уезжал под залпы автоматов и крупнокалиберного оружия – такова традиция. На глазах – слёзы, в душе – радость и мольбы к богу о том, чтобы ребята остались живыми. Я приехал в батальон и ждал вертолёт, чтоб улететь в Кабул. Вдруг подъехали три бронетранспортёра, и на их броне я увидел тела ребят. Оказалось, что группа из 12 человек попала в засаду, 8 из них погибли. Я подошёл ближе и узнал своих боевых товарищей. В тот день в Кабул вместо меня полетели они, герои Афганской войны, молодые пацаны. Страшное горе пришло в дома их родных, которые пока ещё не знали об этом. А я через трое суток прилетел в Ташкент, ещё через трое был дома.

ПОСЛЕ АФГАНА

Первым делом Александр поехал в Ленинград, чтобы продолжить учёбу в техникуме. Так хотел отец, и сын обязательно должен был выполнить его наказ, да и сам понимал, что образование необходимо. В 1990-м у него на руках был диплом с отличием. Парень остался бы в городе на Неве, если бы не просьба бабушки вернуться домой.

В Светлограде Александр устроился инженером в районный узел связи, проработал там полтора года. Маленькая зарплата заставила сменить профессию: пришлось выучиться на сварщика. Овладев новым ремеслом, он пошёл работать в РТП «Петровское». Начало 90-х было непростым периодом в жизни нашей страны, экономика катилась вниз, фабрики и заводы терпели убытки, многие закрывались. Едва сводило концы с концами и РТП. Жилось тяжело материально и Александру, который в это время уже обзавёлся семьёй. Жена Наталья родила ему сына Владислава.

Как-то случайно на улице наш герой встретил своего одноклассника Петра Шуткина. Тот работал оперативником в угрозыске и позвал к ним в милицию. Полгода Александр ходил общественником, проявил себя с лучшей стороны, и руководство в лице начальника районного отдела МВД И. К. Морозова и начальника отдела уголовного розыска Г. Е. Редькина дали А. В. Худотёплову добро на поступление на курсы при высшей школе милиции в Ставрополе.

Уже через полгода он вернулся в отдел, к работе всегда относился с особым рвением. Начинающему оперу в скором времени удалось раскрыть убийства – за городским пляжем и на улице Высотной, за гаражами. Об этих резонансных преступлениях тогда говорил весь город.

В жизни Александра Викторовича была ещё одна горячая точка – Чечня. С февраля по август 2004-го в составе следственно-оперативной группы он находился там в служебной командировке. Высокая профессиональная подготовка, личная собранность позволили ему быстро адаптироваться в условиях напряжённой оперативной обстановки. При непосредственном участии старшего лейтенанта милиции А. В. Худотёплова были проведены оперативно-разыскные мероприятия по задержанию преступника, участвовавшего в организации теракта в Москве, в Тушино, у гостиницы «Националь».

На груди ветерана боевых действий многочисленные государственные награды, и это его гордость. Но всё же самая большая гордость Александра Викторовича – сын Владислав. Имея такого отца, Влад просто не мог не стать десантником и с 2014 по 2015 год нёс службу в Новороссийске, в 108-м горно-десантном полку.

Ну а сам А. В. Худотёплов 3 мая 2011-го в звании майора милиции уволился со службы по выслуге лет, посвятив долгие годы своей жизни служению закона.
Елена МОЖЕВИТИНА
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 1
  • 0
  • 0
  • 2

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44