РАДЕЮТ ДУШОЙ ЗА ЗЕМЛЮ: ДРУЗЬЯ-ПЕНСИОНЕРЫ ИЗ ПРИКАЛАУССКОГО ДО СИХ ПОР ОБЪЕЗЖАЮТ ПОЛЯ

10 декабря 2019 года, 11:00 |
Фото Е. Можевитиной

Жителю Прикалаусского Н. А. Кожушко недавно исполнилось 80. Несмотря на почтенный возраст, он остаётся энергичным, неравнодушным, увлечённым человеком. Вся жизнь Николая Александровича связана с сельским хозяйством, но круг интересов выходит далеко за его пределы.

На полке стоят портреты Есенина, Высоцкого, да и вообще в доме Н. А. Кожушко очень много книг. Он влюблён в поэзию, многое знает наизусть. Считает себя неплохим знатоком истории. Что говорить, «Историю государства Российского» Карамзина перечитал три раза! Перечитал почти всё и из серии «Жизнь замечательных людей». А ещё Николай Александрович интересуется спортом, особенно футболом, является болельщиком клуба Российской премьер-лиги «Ростов». Кроме того, он хорошо поёт, лет пять назад выступал на сцене местного ДК.

ОТ СОХИ

Родился наш герой в селе Октябрьском Ипатовского района в многодетной крестьянской семье. Мама Анна Денисовна работала в колхозе дояркой, отец Александр Яковлевич – скотником. Голодное военное время мой собеседник вспоминает с дрожью в голосе. Говорит, что никакой другой мысли, кроме как о том, что поесть, в голове не было. Мать сутками пропадала в поле, дети были предоставлены сами себе и о хлебе насущном тоже думали самостоятельно.

В 1941-м отца призвали на фронт. А уже скоро семья получила извещение, что он пропал без вести. «Сердцем чую, что Сашка жив», - говорила Анна Денисовна на протяжении всех лет и вселяла эту веру в детей. А в 1945-м от Александра Яковлевича пришло письмо. Оказалось, жив, находился в фашистских концлагерях, трижды пытался бежать. Домой он вернулся лишь спустя два года, пройдя тщательные проверки.

Спустя время Кожушко переехали на 4-е отделение зерносовхоза «Петровский». Коле только исполнилось 7 лет.

- Директором тогда был Арсений Нилович Козлов, добрейшей души человек, лучше него я на свете не встречал, - рассказывает Николай Александрович. - Мы словно в рай попали. Помню, родителям за их работу в совхозе давали питание на всех нас семерых плюс ещё на бабушку с дедушкой, которые приехали с нами. В Октябрьском всё было по-другому, не хочу даже вспоминать… Раз в сутки только колхозникам давали чашку будана (это похлёбка с мучной подболткой), съедали – и всё… А за сорванные в поле колоски в тюрьму можно было угодить…

Дети тогда рано взрослели, во всём старались помочь взрослым. Мы со старшей сестрой пасли скот вместе с отцом. Целина, распростёртая на 3,5 тыс. км, 300 голов животных… Одному отцу было бы трудно. Кроме того, я и на копнителе работал, и прицепщиком на тракторе был. И в то же время, как растение тянется к солнцу, я тянулся к знаниям, учёба давалась легко. Закончил семилетку, потом курсы трактористов, организованные при совхозе. Но что-то с техникой у меня не заладилось, и я попросился чабановать, гонял отары овец на Чёрные земли.

В 1958 году Николая забрали в армию, его служба затянулась на четыре года (того требовали напряжённая политическая ситуация в стране, противостояние СССР и США, времена Карибского кризиса. – Прим. авт.). Потом судьба на долгие десять лет забросила его в Куйбышев (ныне Самара), устроился там на станкостроительный завод. Ударно трудился, отмечался руководством.

- Всё у меня складывалось хорошо, - вспоминает Николай Александрович, - я был одним из лучших слесарей-сборщиков, неплохо по тем меркам зарабатывал. Но страшно тосковал по Ставрополью, тянуло меня туда, на землю. И когда однажды во время обеденного перерыва впервые услышал по радио песню «Русское поле» в исполнении Юрия Гуляева, не сдержал слёз. Решил возвращаться. Сразу не отпустили, пришлось полгода отрабатывать. Уговаривали остаться, даже квартиру обещали. Однако мои намерения были твёрдыми.

ЛЮБИМОЕ ДЕЛО

В 1971-м Николай Александрович вернулся домой, сразу же решил получить образование, ведь и на селе нужны профессионалы. Поступил в престижный тогда Григорополисский сельскохозяйственный техникум, и через три года в его руках уже был диплом агронома с отличием. Стал трудиться по профессии на 3-м отделении в посёлке Цветочном, а через 11 месяцев его назначили управляющим на 2-е отделение в посёлок Маяк. Там Николай Александрович проработал два года. Потом ему предложили должность главного агронома в совхозе «Петровский». Он трудился и параллельно учился в Ставропольском государственном сельскохозяйственном институте.

- Работа мне моя нравилась, - рассказывает Н. А. Кожушко. - В 1977-м мы добились урожайности 31,4 ц/га, впервые за долгие годы обошли шангалинцев (всегда с ними соперничали в хорошем смысле этого слова). После мне пришлось трудиться в некоторых хозяйствах Ставропольского края, в том числе директором совхоза «Богатырь» Курского района. А в 1985-м вернулся в Петровский район, мне предложили должность заведующего участком № 9 в известном на всю страну колхозе имени Сараева (ныне ООО «Хлебороб»). Это передовое хозяйство в то время возглавлял Виктор Фёдорович Калашников. В пользовании колхоза находилось 5,5 тыс. га орошаемых земель, урожайность озимой пшеницы составляла 35-40 ц/га, от 16 до 32 ц/га давал подсолнечник. Развито было животноводство: 12,5 тыс. голов КРС, 100 тыс. овец, 15 тыс. свиней. По 10-12 соток отводили под семенные участки для закладки высокопродуктивных сортов озимой пшеницы. Словом, поле для деятельности было широкое, работы хватало. Потом меня назначили заместителем председателя колхоза, ну а на пенсию в 1999 году я ушёл с должности главного агронома.

РУКА – НА ПУЛЬСЕ

Но и сегодня Николай Александрович в курсе всего происходящего в сельскохозяйственной отрасли района и края. Внимательно изучает сводную таблицу урожайности и валового сбора, которую «Петровские вести» традиционно публикуют во время жатвы. Более того, он и его друзья-пенсионеры П. Г. Евсик и Н. И. Чернов, которые тоже были агрономами, садятся в автомобиль и объезжают поля филиала «Петровский», ООО «Хлебороб», ООО имени С. М. Кирова, ООО «Николино», СПК (колхоза) «Родина», ООО «Агрофирма «Победа», фермерские угодья.

- Нам очень нравится проводить такие совещания на колёсах, - рассказывает Николай Александрович. - Причём объезжаем поля несколько раз в год, в определённые периоды. Обращаем внимание и на обработку почвы, на всходы, на состояние посевов... Бывает, споры кипят нешуточные. Например, я и Павел Григорьевич отдаём предпочтение нулевой технологии возделывания сельхозкультур, а Николай Иванович – ярый сторонник классической.

Этим и живут люди, посвятившие себя сельскому хозяйству, душой болеющие за каждый сантиметр земли, за каждый колосок. Они радуются, страдают, переживают за простых людей, работающих на земле. И, глядя на всё это, понимаешь, что бывших-то агрономов не бывает.

Елена МОЖЕВИТИНА
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Последние комментарии

  • Меня зовут
    ,
    20.04.2024 05:41
    Комментарий
Система Orphus
8 (86547) 4-07-44