ПИСЬМО ИЗ КАЛИНИНГРАДА: "А ДАЛЬШЕ БЫЛА ВОЙНА..."

8 мая 2020 года, 14:30 |

В редакцию «ПВ» пришло письмо от жительницы Калининграда Марины Леонидовны Голубинской. Она рассказала нам, что обратилась в районную газету по просьбе своей мамы Ольги Николаевны Голубинской (в девичестве Хазовой). Мама родилась в 1925 году в Ульяновске. В 1935-м её родители в числе специалистов были направлены во вновь организуемый совхоз в Казгулаке. В 1938-м Хазовы переехали в Петровское, а уже после Великой Отечественной, в начале 1950-х, уехали в Калининград.

Ольга Николаевна – труженик тыла, ветеран труда, участник становления Калининградской области, член совета ветеранов Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь». Пережив вместе с петровчанами сложное военное время, после войны поступила в Николаевский кораблестроительный институт. По окончании, в 1950 году, была направлена в Калининград на судостроительный завод, где проработала 35 лет конструктором, инженером-технологом сдаточного кораблестроительного цеха. Муж, дети Ольги Николаевны – заводчане. В 2010-м, на 65-летний юбилей завода, семье вручили диплом «Династия кораблестроителей». Последний раз в Петровском Ольга Николаевна была в апреле 1950-го, но встретить кого-то из своих одноклассников ей не довелось. Годы юности, проведённые здесь, учёба в средней школе № 1 навсегда останутся в её памяти.

ОТРЫВКИ ИЗ ПИСЬМА

«…Посылаю вам свои воспоминания о военных годах в Петровском: как жили, о чём думали, на что надеялись 16-18-летние петровчане, как постигали науку, становились специалистами, восстанавливали страну, создавали светлое будущее...

У меня чудом сохранились школьные фото, пожелтевшая, потрёпанная школьная тетрадь, в которой делали записи мои одноклассники, наивно, по-детски, порой смешно отвечали на серьёзные вопросы…. Помню, за отличную учёбу мне торжественно вручили книгу И. В. Сталина «Вопросы ленинизма», моя мама при переезде из Петровского привезла её в Калининград, и я храню её как дорогую реликвию вот уже 79 лет…

На последнем уроке 1941 учебного года на последней странице в тетради расписались все ученики 9 «Б» класса, было это 17 мая 1941 года. А дальше была война…

После объявления о начале войны Петровское наполнилось неизвестностью, тревогой. Разносили повестки, призывали в армию. Те, кого не призвали, были мобилизованы на трудовой фронт – на строительство противотанкового укрепления вдоль Кавказского перешейка. Надо отдать должное руководству района, партийной и комсомольской организации, которые смогли организовать работу людей, предприятий с учётом того, что многие ушли на фронт.

В конце июля – начале августа стали прибывать первые беженцы из-под Бердичева, в основном еврейское население, которые бежали из-под первых бомбежек и обстрелов без всего. По дороге им дали простыни, в них прорезали дырки, подпоясались, так и приехали. Были эвакуированные из Киева, Бреста.

По рассказам беженцев, незабываемым было то, как навстречу немецким войскам бежали плачущие женщины, разыскивающие своих детей, которых за несколько дней до начала войны они отправили на отдых в пионерские лагеря…

В середине августа 1941 года собрались в школе, из трёх девятых классов организовали один десятый класс, плюс к нам добавились эвакуированные ребята. Из мальчиков нашего 9 «Б» остались только 16-17-летние. В середине августа на месяц с небольшим всем классом уехали на строительство противотанковых укреплений, где-то в районе Грачёвки – Спицевки.

Мы жили на «бригаде», где раньше отдыхали комбайнеры и трактористы во время посевной и уборки. Там были только большая печка, стол под навесом, умывальник и загороженный плетнём настил – помост с сеном и солдатскими одеялами. Соседние участки были далеко. Полевая кухня обеспечивала нас трёхразовым питанием, вместе с кухней приезжал кто-нибудь из руководителей – интересовались здоровьем, спрашивали о проблемах. Вечера были уже холодные, мы топили печки кураём, плотненько садились вокруг и до глубокой ночи напевали «храбрые» песни «По долинам и по взгорьям», «Наш паровоз», тем самым согревая себя и «отпугивая» диверсантов (ходили слухи, что немцы забрасывают их в тыл диверсантов)…

В конце сентября – начале октября приступили к учёбе. Многих преподавателей призвали в армию: директора-историка (не помню его имени и фамилии), физика Ивана Климовича Кедрю и нашего любимого учителя физкультуры Александра Фёдоровича Писаренко. Мы его звали «АФ» – по наколке на руке. Наших преподавателей заменили учителя из числа эвакуированных. Помню, историю преподавал слепой учитель. Кроме военного дела, у девушек было ещё санитарное и тракторное. Последнее вели очень требовательные преподаватели. Были и теория, и практика, а по окончании сдавали на права. Так я имею права на вождение колёсного трактора. Комсоргом школы был Григорий Коваленко (или Ковалёв?). Во время учёбы мы, комсомольцы, работали на элеваторе, на закладке овощей в хранилища. Не хватало топлива для пекарни, бани, госпиталя и т. д. Собирали курай, стебли хлопчатника, сушняк в лесополосах. Девушки наведывались в госпиталь – развешивали стираные бинты, потом сортировали и скатывали на ладошках в тугие рулончики…

В семьи всё чаще стали приходить похоронки, письма из госпиталей. Нашим одноклассникам приносили повестки в армию, мы, девушки, тоже пошли в военкомат и подали заявления, чтобы нас направили в авиаучилище. Нам отказали: мол, рано ещё. В военкомате оказался наш школьный военрук, мы его уговорили оставить заявления, но он не дал им ходу. Сейчас думаю, что он нас тогда просто пожалел…

Весной 1942-го положение на фронте было тяжёлое. Мы, ученики десятого класса, готовились к выпускным экзаменам, но записей в альбомах не делали и не фотографировались – всё это осталось в далёком мирном 1941 году. Мы сдали экзамены, получили аттестаты, и те, кого ещё не призвали, отправились работать в колхоз…

В 1942 году из нашего класса уходили на войну мальчики Коля Ковтун и Митя Ходарин, и были эти мальчики такие разные…

Коля Ковтун – очень энергичный и подвижный, музыкант, спортсмен, отличный гимнаст. Николай и его брат Иван делали стойки на руках на самом краю колокольной площадки в церкви, на такой большой высоте. Коля был самым активным участником всех классных мероприятий.

Митя Ходарин – высокий, спокойный, доброжелательный парень, со всеми был в дружбе, но в шумных классных затеях участия не принимал, был серьёзнее и взрослее остальных.

И такими разными по характеру, поведению и в учёбе были все наши мальчишки, которые со школьной скамьи ушли защищать Родину и стали солдатами Великой Победы!..

Не напрасно судьба помогла сохранить мне эти бумаги 75 лет, и я, как бы выполняя долг перед своими одноклассниками и учителями, возвращаю копии этих фото и записок на родину, в Светлоград-Петровское... Может быть, увидев фото или прочитав знакомую фамилию, откликнется кто-нибудь из моих одноклассников или их родных. Я очень надеюсь на это и буду очень рада. Для этого оставляю свои адрес и телефон (их можно получить в редакции «ПВ». – Прим. ред.).

А всех петровчан от всей души поздравляю с нашим главным праздником – Днём Победы. Будьте здоровы, счастливы и непобедимы!

С уважением ко всем вам, Голубинская (Хазова) Ольга Николаевна».

Подготовила Елена МОЖЕВИТИНА
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 1

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44