КАК НАПОЛЕОН ИЗ РОССИИ ДРАПАЛ

18 августа 2020 года, 12:18 |
Фото Е. АРЦИМОВИЧ

«Наполеон оставляет ар­мию», «Отъезд Бонапарта», «Наполеон, покидающий Рос­сию» – этот поступок француз­ского императора, который, по свидетельствам историков, он совершил 23 ноября 1812 года, художники, запечатлевшие исторический момент в своих картинах, назвали по-разному. Большинство, как видим, впол­не дипломатично. Название картины поляка Яна Владисла­ва Хельминского тоже трактуют по-разному: одни используют слово «отъезд», другие – бо­лее прямолинейное «бегство». Как бы то ни было, отъездом-бегством французского импе­ратора можно полюбоваться в… Светлоградском историко-краеведческом музее имени И. М. Солодилова.

Есть в его постоянной экспо­зиции одна интересная вещица –ковёр. Он отлично вписывается в воссозданный сотрудниками музея интерьер комнаты начала ХХ века. Казалось бы, ковёр и ковёр: сани, птица-тройка, мужик на облучке… Ну и что? Дей­ствительно, не всмотришься –не поймёшь. А теперь взглянем внимательнее. Кто в санях? И что за призраки маячат позади, почти стёртые неумолимым временем?

- Видите в верхних углах ковра две даты – 1812 и 1912? - спра­шивает директор музея А. Ф.Никонова. - Этот ковёр был соткан не просто так, а к юби­лею – столетию победы России в Отечественной войне 1812 года. В санях – Наполеон, позади – по всей видимости, его свита.

Как оказалось, информации об истории ковра, к сожалению, мало. Появился он в музее в 1991 году, когда там никто из нынеш­них сотрудников ещё не работал. Описание экспоната достаточно скупое. Антонина Фёдоровна вспоминает, как в 1999-м (или в 2000-м) в музей зашёл мужчина, представился Чеплакиди (фами­лия может быть неточной), они разговорились, и тот сказал, что несколько лет назад именно он передал ковёр Илье Макаровичу Солодилову.

- Как я поняла, это был сва­дебный подарок его бабушке с дедушкой от родственников, греков, - рассказывает Антонина Фёдоровна. - Они прислали ковёр в село Петровское из Турции. По тем временам очень богатый подарок.

Интересно, что сейчас на некоторых сайтах, где проходят антикварные аукционы, похожие ковры оценивают в сотни тысяч рублей.

- Наш тоже дорогой?

- Едва ли. Наш, вероятнее все­го, домотканый и, к сожалению, не в лучшем состоянии, - объяс­няет Антонина Фёдоровна. - Но я бы вообще не стала говорить в данном случае о стоимости: ду­маю, музейные экспонаты имеют ценность, но не цену.

Однако, каким бы ни было его состояние, как бы ни затёрлись фон и свита на заднем пла­не, главное ковёр отображает по-прежнему отлично – и тройку, и сидящие в санях две фигуры в специфических шляпах.

В энциклопедии «Отечествен­ная война и русское общество», изданной также к столетнему юбилею событий 1812 года, чи­таем: «Из Сморгони Наполеон ехал в карете на полозьях в сопровождении Коленкура (мар­киз Арман Огюстен Луи де Ко­ленкур – французский дипломат, оставивший мемуары о служ­бе Наполеону и, в частности, о его походе в Россию. – Прим. авт.) и небольшого конвоя. Быстро миновал он Ошмяны, повидался с военным министром в Медниках и утром 24 ноября был уже в Вильне. Неотступное преследование русских не дало ему возможности остаться некоторое время здесь. И он, не въезжая в город, переменил только лошадей и отбыл в Ковно. 26-го прибыл в Варшаву, откуда, ободрив поляков новой кампанией, через Дрезден и Майнц добрался, наконец, в ночь с 6 по 7 декабря до Парижа – «в самом мрачном и печальном на­строении»…»

Читаешь эти строки – и вооб­ражение невольно рисует картину бегства французского императо­ра. Реальную, а не воображае­мую, нарисовал её Ян Владислав Хельминский, упомянутый выше (помните?). И вот что интересно: сюжет, вытканный на ковре, один в один повторяет сюжет его карти­ны: тот же ракурс стремительной тройки (даже копыта коней распо­ложены безупречно синхронно!), те же укрытые меховой полостью фигуры Буонапарте в его зна­менитой двууголке и Коленкура в развевающемся плаще, та же немногочисленная свита слева от них.

Читаем в «Отечественной вой­не и русском обществе» дальше: «Между тем оставленная сво­им вождём армия продолжала двигаться и гибнуть. Отъезд императора произвёл здесь взрыв негодования… Ближайшим же последствием оставления Наполеоном своей армии было ещё большее разложение её и быстрая гибель… «С тех пор, - рассказывает Сегюр (Фи­липп-Поль де Сегюр – фран­цузский генерал, входивший в окружение Наполеона и оставив­ший воспоминания по истории наполеоновских войн. – Прим. авт.), - не стало братства по оружию, не стало товарище­ства, все связи были порваны! Невыносимые страдания лишили всех разума. Голод, мучительный голод довёл этих несчастных до такого состояния, что они зна­ли только животный инстинкт самосохранения…»

Планы Наполеона по заво­еванию мира разбились о Рос­сию. Но одна ли суровая зима победила его «непобедимую» армию? Историки считают, что нет: огромную роль в дело победы внесли и опытные полководцы под руководством Михаила Илла­рионовича Кутузова, и героически сражавшаяся русская армия, и летучие отряды Дениса Давыдова (и других командиров), и, конечно, партизанские отряды крестьян.

Вот так. Кажется, обыкно­венный ковёр, а, оказывается, сколько с ним связано, какую историю он может рассказать, какие навеять мысли…

Елена АРЦИМОВИЧ
Ключевые слова:
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44