УЧАСТВОВАТЬ В ПРОГРАММАХ - ЗНАЧИТ РАЗВИВАТЬСЯ
Когда осенью прошлого года верстался бюджет на год 2020-й,сложно было представить, что в жизнь могут вмешаться обстоятельства под названием COVID-19, которые отразятся на развитии экономики целых стран, не говоря уже об экономике нашего округа.
Что же изменилось в управлении финансами? Пострадал ли бюджет? Поступают ли в него доходы? Об этом и многом другом – в интервью с первым заместителем главы администрации округа – начальником финансового управления В. П. СУХОМЛИНОВОЙ.
- Вера Павловна, каков в цифрах сегодня наш бюджет?
- Доходы бюджета округа на 2020 год запланированы в объёме 2 млрд 280 млн руб. В первом полугодии в бюджет уже поступило 1 млрд 45 млн руб., что на 178 млн больше показателей 2019-го. Основная часть собственных доходов приходится на налоговые поступления: их доля в общем объёме налоговых и неналоговых доходов составила 83,9%.
- Не секрет, что 2020 год выдался особенным. Предполагали, что экономика ряда отраслей просядет и что по этой причине не сможете добрать поступления в бюджет?
- Конечно, особую обеспокоенность вызывал налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Для нас он является бюджетообразующим, ведь в структуре налоговых и неналоговых доходов округа он занимает более 55%. Пандемия нанесла серьёзный удар по предпринимательскому сообществу, в связи с чем прогнозировалось существенное снижение поступления в бюджет единого налога на вменённый доход (ЕНВД). Плюс вмешались засуха, весенние заморозки, в результате в непростой ситуации оказались сельхозтоваропроизводители, а значит, возникла угроза недополучения единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).
К счастью, не все негативные прогнозы сбылись. Так, нам удаётся сохранять положительную динамику по поступлению в бюджет НДФЛ. Хочу сказать, что это в том числе результат серьёзной совместной с налоговыми органами работы по взысканию просроченной задолженности. В частности, с одного из крупных инвесторов, который на протяжении многих лет вёл у нас свою хозяйственную деятельность и не был законопослушным налогоплательщиком, что наносило урон экономике района (речь об агрохолдинге «Возрождение» А. А. Каракотова. – Прим. авт.). Инвестор сменился, пришли новые руководители, надеюсь, они будут обеспечивать строгое соблюдение требований налогового законодательства. Появились у нас новые плательщики, ряд предприятий, несмотря на экономический спад, увеличил фонды оплаты труда. Конечно, не будем забывать и про бюджетную отрасль округа, работники которой стабильно получают заработную плату и, соответственно, оплачивают налог на доходы физических лиц, внося свою лепту в формирование доходной части бюджета.
В результате всего перечисленного нам удалось в первом полугодии перевыполнить плановые назначения по НДФЛ на 5,7 млн руб.
Не так оптимистично выглядит ситуация с ЕСХН и ЕНВД. Что касается последнего, то отрицательное влияние на поступление ЕНВД оказали снятие с учёта налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей и их переход на другие системы налогообложения (87 ИП прекратили предпринимательскую деятельность, 31 человек перешёл на другие системы налогообложения, 5 юридических лиц перестали быть плательщиками ЕНВД). Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции были продлены сроки уплаты налога. По итогам полугодия в бюджет округа недопоступило к плановым назначениям 2,5 млн руб. налогов, взимаемых по специальным режимам, но перевыполнение плана по другим доходным источникам позволило нам безболезненно перекрыть данное выпадение.
Подводя итоги полугодия по исполнению доходной части бюджета округа, можно сказать, что она является стабильной. Надеюсь, останется такой до конца года.
- Вера Павловна, мы по-прежнему тратим больше, чем зарабатываем?
- Я бы так не сказала. Да, наши расходы превышают доходы, но мы не живём в долг, мы создаём финансовые резервы в конце года, которые позволяют нам безболезненно финансировать не запланированные в первоначальном варианте бюджета статьи расходов. Источниками создания таких резервов являются остатки, образовавшиеся в бюджете на конец года благодаря экономному расходованию бюджетных средств, средства, сэкономленные по результатам конкурсных процедур, а также дополнительные доходы, полученные при исполнении доходной части бюджета.
Так, первоначальный план расходов местного бюджета на 2020 год был утверждён в сумме 2 млрд 75 млн руб., уточнённый план составляет 2 млрд 357 млн руб. Объём планируемых расходов местного бюджета на 2020 год в течение первого полугодия увеличился по сравнению с первоначально принятым бюджетом на 282 млн руб.
- На что брошены основные финансовые потоки?
- Главный финансовый документ округа сохраняет социальную ориентированность. Поэтому прежде всего эти потоки брошены на зарплату бюджетников, на меры соцподдержки населения, на благоустройство территории округа, на формирование дорожного фонда. На последнем остановлюсь чуть подробнее. На содержание и ремонт дорог деньги требуются немалые. Сегодня дорожный фонд округа формируется из трёх источников. Во-первых, это средства местного бюджета, в том числе акцизы, зачисляемые в его доходную часть. Во-вторых, это средства субсидии, поступающие в рамках программы «Развитие транспортной инфраструктуры и безопасности дорожного движения» из краевого бюджета. В-третьих, это средства жителей, предпринимателей и предприятий округа, вносящие их в бюджет как безвозмездные пожертвования в качестве софинансирования программы, основанной на местных инициативах, а также программы уличных и квартальных инициатив. Напомню, что обе эти программы предусматривают финансовое участие населения. Объём дорожного фонда округа сегодня составляет 276,1 млн руб.
- Вера Павловна, что, на ваш взгляд, нужно делать прежде всего, чтобы округ развивался? Мы видим, что в лучшую сторону меняется его облик, ремонтируются дороги, в городе и сёлах появляются новые благоустроенные зоны отдыха. Мы начинаем привыкать жить в красоте.
- Наша задача – не только сохранить полноценное финансирование наших учреждений, но и обеспечить софинансирование для участия в различных краевых программах и нацпроектах. Не можем софинансировать – значит, не можем участвовать, получается, не будем развиваться. Причём участвуем очень активно и грамотно. Итог нашей работы: за полгода дополнительно привлекли из края в округ 235 млн руб. Замечу, эти средства не были запланированы в бюджете, они являются целевыми и направлены на реализацию программы «Комфортная городская среда», на ремонт дорог, на ремонт ЦДК, на устройство фонтана.
Хочется, чтобы жители округа понимали, что краевые финансы сегодня распределяются между муниципалитетами только по результатам конкурсных отборов. Мы активно в них участвуем, причём не просто подаём заявки, а становимся победителями. У нас у одних из первых уже сейчас начаты работы по проектам, которые будут оплачены в следующем году (речь об улице Ленина, заключён контракт с подрядчиком под ассигнования 2021 года, это 42 млн руб., и уже начаты работы). Кроме того, мы победили в конкурсном отборе 2021 года на предоставление субсидий на ремонт дорог, будем ждать из края порядка 38,1 млн руб.
В настоящий момент ведётся конкурсный отбор на участие в программе, основанной на местных инициативах. Уже не первый год мы выходим с проектами по каждому населённому пункту округа, имеющему на это право по условиям программы. В этом отборе впервые участвует и хутор Солёное Озеро. Все заявки поданы, округ гарантировал софинансирование. Ждём результатов и надеемся на победу всех 17 проектов.
- Кстати, о благоустройстве. Нередко можно услышать от жителей критику, мол, зачем нам фонтан, красивые лавочки или арт-объекты, лучше бы порядок с подачей воды навели, а вместо брусчатки в центре города какую-нибудь лишнюю улицу заасфальтировали. Что бы вы могли сказать на этот счёт?
- Тут, конечно же, нужно понимание вопроса. Мы бы были очень рады сделать всё и всем, определив приоритеты. Но это целевые деньги, выделенные под ту или иную программу. Если есть возможность получить деньги на фонтан, то мы всё для этого делаем и получаем их, однако мы не можем на эти деньги заасфальтировать дорогу, как и не можем использовать их на что-то другое. К сожалению, мы не имеем права ремонтировать водопровод, направлять бюджетные деньги на лечение жителей и ремонт больниц. Есть бюджетное законодательство, которое нарушать нельзя.
- Краевые программы, требующие софинансирования, – это замечательно, и доля участия округа в нём огромная. А интересно узнать, что удалось сделать за свои собственные средства? Хотя бы несколько примеров…
- Мы с вами уже поговорили о дорожном фонде округа, так вот из 235 млн руб. 66 млн – это средства округа.
Исключительно за свои собственные средства мы в этом году установили три детские игровые площадки (две в Светлограде, одну в Прикалаусском), а это порядка 4 млн руб. Капитально отремонтировали помещения в СШ № 8 Благодатного и СШ № 2 Светлограда, где расположились центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
Немало средств ушло на проектно-сметную документацию. Только в этом году в разработке проектная документация по нескольким важным объектам: обустройство парка имени Ю. А. Гагарина (возле магазина «Светофор»), реконструкция путепровода (на въезде в Светлоград со стороны Ставрополя), капитальный ремонт СШ № 15 Прикалаусского.
Продолжаем ремонтировать библиотеки. Серьёзные финансы мы тратим на обеспечение мер противопожарной безопасности. Десятки миллионов ежегодно выделяются на обеспечение антитеррористической защищённости наших учреждений. Приобреталась техника для благоустройства округа (измельчитель веток, поливальная машина, газонокосилки и т. д.).
2020-й подарил нам новое направление расходов – предотвращение завоза и распространения коронавирусной инфекции. С начала года на эти цели было потрачено 3,5 млн руб., приобретались антисептики для обработки рук и помещений, маски, перчатки, бесконтактные термометры для наших учреждений, где ведётся приём посетителей.
- Что с бюджетом на 2021 год? Какая задача перед вами стоит при формировании основного финансового документа округа?
- Уже с июля работаем над его проектом, согласовали исходные показатели с минфином СК. Сегодня в округе в стадии утверждения основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики на 2021 год. Скоро приступим к формированию основных параметров бюджета. Мы прогнозируем определённое снижение собственных доходов, снижение объёмов безвозмездной помощи за счёт средств краевого бюджета, а темпы роста, которые мы показываем, требуют серьёзных вливаний именно из края.
Основная задача при формировании бюджета-2021 – обеспечить стопроцентное финансирование муниципальных учреждений, софинансирование всех краевых программ, в которых мы предполагаем участвовать, разработать градостроительную документацию округа, завершить очередной этап ремонта ЦДК, капитально отремонтировать СШ № 15 в Прикалаусском – словом, выполнить все взятые округом обязательства.
- Спасибо за интересные ответы. Вчера у финансистов был профессиональный праздник. Искренне поздравляем вас и, конечно же, желаем успехов вам и вашей команде, которой сегодня приходится работать в непростых условиях, диктуемых временем.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)