НЕДОСТУПНАЯ СРЕДА

2 февраля 2021 года, 10:58 |
Фото Е. АРЦИМОВИЧ

Почти 10 лет в России работает программа «Доступная среда». Она многозадачна. Но все её задачи, пожалуй, можно объединить в одну общую: сделать страну комфортной для полноценной жизни каждо­го человека. А комфорт в том числе предполагает и созда­ние безбарьерной среды – и в переносном смысле (в наших умах и душах), и, конечно, в самом прямом.

На улицах Светлограда и тем более его сёл нечасто встре­тишь инвалидов-колясочников. Даже в сопровождении. Так уж у нас повелось, что обычно они сидят дома. К сожалению, мы не оригинальны: подобная ситуация сложилась в боль­шинстве населённых пунктов. Причины? Наверняка разные. В том числе психологические (ну никак общество не научится правильно реагировать на лю­дей с инвалидностью). Однако в первую очередь – самые что ни на есть механические: мест, куда инвалид-колясочник может по­пасть самостоятельно или даже при помощи сопровождающего, по-прежнему мало.

И СТАРИКИ С ПАЛОЧКАМИ, И МАМЫ С КОЛЯСКАМИ

Закон – на стороне инвали­дов. Они должны без проблем передвигаться по территории городов и сёл, пользоваться все­ми видами транспорта, посещать не только государственные уч­реждения, но и любые объекты, включая «жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения» (ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федера­ции» от 24.11.1995 года).

На бумаге красиво, а на деле пока получается не очень. К слову, далеко не все гражда­не считают прикладываемые властью усилия по исполнению этого закона важными. Нередко можно услышать мнение, что тратить большие деньги на без­барьерность – роскошь: мол, тех же колясочников, в сравнении с основной массой людей, раз-два и обчёлся… И как-то само собой забывается, что к маломобиль­ным относятся не только коля­сочники. Более того, в какой-то период жизни маломобильным может стать каждый из нас. На­пример, если операция на колен­ном суставе, перелом, вывих, да просто возраст, когда тяжело не то что подниматься по высоким ступенькам, но и просто идти по ровной дороге. К числу маломо­бильных относят и стариков с палочками, и мам с колясками…

ПАНДУС ЕСТЬ, А НЕ ВЛЕЗТЬ

Однако сложнее всего, конеч­но, приходится не им. В редакцию позвонила жительница Светло­града Н. Ф. Симонова.

- Я уже пожила на белом свете, -поделилась Нина Фёдоровна, - годы дают о себе знать – хожу с трудом. Однако не жалуюсь. Есть пандус – иду по пандусу, нет – поднимаюсь потихонечку по ступеням. Понимаю, что на пандус нужны деньги, а их всегда не хватает не только нам, пенсионерам, но и предпринимателям. В общем, терплю и молчу. Но недавно очень расстроилась и просто не смогла не позвонить в газету.

Есть у нас на Черёмушках два здания с довольно крутыми и высокими порожками. Это ап­тека и магазин. Я, когда по ним поднимаюсь, всегда ступеньки считаю (в одном их 6, в другом –9). Кто-то скажет: «А чего ты, бабка, туда лезешь? Мало ли в городе аптек и магазинов!» Но аптека эта меня с моей пенсией устраивает, и магазин мне вполне подходит.

И там, и там есть пандусы, но очень уж крутые. А один и вовсе в виде каких-то рельсов… Не­давно, когда вместе с соседкой брели в магазин, нас обогнал мужчина на инвалидной коляске. Обогнал – и встал у пандуса. Мы подошли. Он говорит: «Бабуш­ки, помогите: нужна пенка для бритья, а войти не могу». До того жалко его стало! И так жизнью обижен... Конечно, мы и пенку купили, и денег с него не взяли. Только что же получается: пандус есть, а по нему не влезть? Разве это правильно?

НАТЕ – И ОТСТАНЬТЕ

- Неправильно, - комментирует ситуацию предсе­датель правления Петровской мест­ной организации Всероссийского общества ин­валидов (ВОИ) В. Н. Буркалин. - Пандусы не просто должны быть –они должны быть доступными. К ним немало требований, но одно из самых главных – определён­ный угол наклона. Принято ука­зывать его в процентах от длины пандуса. Так вот уклон не может превышать 5%, что равняется приблизительно 3о.

«Петровские вести» выехали на пл. Выставочную. Действи­тельно, в обоих случаях пандусы вызывают нарекания. И главное –тот самый угол наклона, кото­рый составляет не просто не 3о, а, пожалуй, потянет на добрых 40-45о. Создаётся впечатление, что создавались они по принципу «нате – и отстаньте». Печально, но этот принцип берут на воору­жение многие предприниматели. У кого-то объективные причины (сделать пологий подъём не по­зволяет плотная застройка преж­них времён), а у кого-то все они сводятся к банальному желанию сэкономить.

- Мы создали рабочую группу по мониторингу объектов соци­альной инфраструктуры, - рас­сказывает Виктор Николаевич, - её возглавляет Сергей Александрович Жаров. Группа работает не первый год, и считаю, что есть результаты. К нам прислуши­ваются и на стадии возведения новых социальных объектов, и на стадии реконструкции, когда при­ходится адаптировать к новым требованиям объекты старые. Мы понимаем, что сделать тот же пандус не везде возможно. Но даже когда возможно, к сожа­лению, не все предприниматели идут навстречу. Однако есть и положительные примеры: город­ские частные клиники, аптека на ул. Кузнечной, магазин на ул. Комсомольской, управление тру­да и соцзащиты населения. Кста­ти, последнее оказалось очень сложно адаптировать к требо­ваниям безбарьерности: управ­ление расположено в старом здании, где что-то менять просто нет технической возможности. Но решение всё же нашли –тех, кому тяжело подниматься на второй или третий этаж, специа­лист начал принимать на первом (вход со стороны площади). В общем, было бы желание. Как и везде, играет роль человеческий фактор. Ну и, конечно, закон.

ЗАКОН

Как уже говорилось, закон на стороне инвалидов. Эту мысль подтвердил и В. Н. Буркалин:

- Мы не раз обращались в прокуратуру и даже судились. Находили защиту и поддержку.

Петровская местная органи­зация ВОИ и сама оказывает юридическую поддержку гражда­нам, которые хотят побороться за торжество безбарьерного закона. К слову, как пояснил Вик­тор Николаевич, наличие панду­са (даже соответствующего всем нормативам) не единственное требование безбарьерности. Да и сама безбарьерность не сво­дится лишь к нуждам маломо­бильных групп населения, ведь у тех, кто имеет заболевания, связанные со слухом или зре­нием, тоже есть свои барьеры:

- Для тех, кто плохо слышит или не слышит вовсе, нужно визуализировать информацию, а в социально значимых объек­тах использовать индукционные петли – специальные системы, которые убирают посторонние звуковые помехи, неизбежные в большом помещении, и тем самым делают корректной ра­боту слухового аппарата. Для людей с инвалидностью по зрению важны контрастность в оформлении информационных указателей и дублирование их шрифтом Брайля, хорошее освещение, яркие цветные по­лосы на ступенях и стеклянных поверхностях, тактильные ленты (для предупреждения о препят­ствиях)… Но многие ли из нас об этом задумываются? Многие ли вообще понимают, что там, где обычный человек пройдёт и не заметит, инвалид встретит непреодолимое препятствие?..

К счастью, некоторые вла­дельцы и арендаторы зданий и сооружений это понимают. Для тех, кто не понимает, закон предусматривает штрафы: по ст. 9.13 КоАП РФ государство наказывает должностных лиц на 2-3 тыс. руб., юридических – на 20-30 тыс. руб.

Программа «Доступная сре­да» продлена. Пока до 2025 года. Конечно, едва ли удастся воплотить всё задуманное ею в столь сжатые сроки (особенно у нас, в провинции), и всё же хоть какие-то положительные перемены для людей с инвалид­ностью она уже приносит. Дело за малым – чтобы перемены наступили также в наших умах и душах…

Елена АРЦИМОВИЧ
Ключевые слова:
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44