НЕВИДИМОЙ НИТЬЮ

17 августа 2021 года, 11:14 |
Фото С. ЗЛОБИНОЙ

«Мы постоянно невидимой нитью привязаны к железно­дорожным путям и перевозочному процессу. Нам нужно работать так, чтобы ночью спать спокойно!» – эти слова своего наставника Дмитрия Дмитриевича Черниговского сделал своим девизом и пронёс сквозь годы почётный железно­дорожник Дмитрий Иванович Дикалов.

ПО СТОПАМ ОТЦА

На пенсии он уже 12 лет, но до сих пор связан этими самыми не­видимыми нитями с любимой же­лезной дорогой. Да, на заслужен­ный отдых с должности началь­ника Светлоградской дистанции пути Дмитрий Иванович вышел по собственной инициативе и в запланированное время, однако душа по-прежнему болит за дело, которому за 41 год отдал тысячи дней и ночей. Нельзя ведь про­сто так закрыть дверь и забыть, оставить прошлое прошлому. Память – она хранит в себе всё, от начала и до конца. Вот мы и пройдём сегодня по этому пути.

- Дмитрий Иванович, почему вы выбрали железную дорогу?

- Мой отец работал составите­лем поездов, и я с детства видел перед собой разные инструкции, бумаги, слышал разговоры, - от­вечает мой собеседник, человек спокойный и обстоятельный. - В итоге и сам попал в эту отрасль. И ничуть не жалею.

На Светлоградскую дистанцию пути Ставропольского отделения железной дороги Дмитрий Ивано­вич пришёл в конце 1960-х после окончания Волгоградского желез­нодорожного училища. Поработал немного монтёром пути – и отпра­вился в армию. После полугода учебки в Самарканде в звании сержанта попал на Байконур, где прослужил оставшиеся полтора года старшиной роты. Говорит, в целом было интересно, если не брать в расчёт однообразие, бесконечную голую степь, песок и жару.

А после демобилизации вер­нулся на прежнюю работу в каче­стве бригадира пути.

- Надо сказать, шпальное хо­зяйство в те времена было очень слабенькое, и нашей колонне по капитальному ремонту пришлось практически везде менять рельсы и шпалы. От села Петровского мы дошли до Дивного, Ипатово, Кугут и Рогатой Балки. Работы было очень много!

РАБОТАЛИ НА СОВЕСТЬ

Через несколько лет Дмитрий Иванович поступил в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта.

- Помню, я заканчивал пятый курс, когда ко мне приехал быв­ший начальник Светлоградской дистанции пути Дмитрий Дмитри­евич Черниговский. Он предложил мне после защиты диплома стать главным инженером ПЧ Ставро­поль. Я согласился. Отработал год, потом, когда в Светлограде была создана путевая машинная станция № 271, меня назначили её начальником. Пришлось на­чинать с нуля: в моём хозяйстве ни лопаты, ни лома не было… -вспоминает Дмитрий Иванович. -Спасибо начальнику нашей дис­танции Виктору Фёдоровичу Же­лезному. Он помогал и тракто­рами, и скреперами. И вообще, и Виктор Фёдорович, и Дмитрий Дмитриевич были отличными наставниками, у них я многому научился.

В 1989-м В. Ф. Железный, уходя на пенсию, предложил Дмитрию Ивановичу занять его должность начальника дистанции пути, в ко­торой он отработал 20 лет. Между прочим, это абсолютный рекорд среди руководителей на 2016 год (тогда Светлоградскому железнодорожному узлу исполнилось 100 лет, ведь первый поезд при­шёл в село Петровское в 1916-м).

Так совпало, что именно с Д. И. Дикалова начался процесс усиления верхних конструкций пути: деревянные шпалы за­менялись бетонными, старые тонкие рельсы – новыми, более толстыми и длинными – от 800 до 3000 метров. К слову, он до сих пор помнит, на каком участке и какой длины уложены рельсы.

- Железнодорожные пути – это сложная инженерная конструк­ция, - объясняет Дмитрий Ивано­вич. - Работать нам приходилось в любую погоду, а вот закреплять рельсы бесстыкового пути на шпале нужно было при опреде­лённой температуре. Нарушишь технологию – зимой стык может размёрзнуться, а летом дать выброс пути, что приведёт к не­минуемой аварии. У нас таких отступлений никогда не было. Люди работали на совесть, с пониманием относились к своим обязанностям и к издержкам про­фессии. В дождь, в пургу, в жару вставали и делали то, что должны, хотя участок был немаленький: 300 километров главного пути

1418

плюс 100 километров станцион­ных путей. Случалось, в ливень снимали рельсы, ровняли бал­ластный слой, укладывали шпалы и снова крепили рельсы… Как-то в степях Калмыкии двое-трое суток разгребали на путях сугро­бы, доходившие до прожектора тепловоза, а снег был плотный, утрамбованный, перемешанный с землёй и глиной… Тяжело тогда пришлось, за ночь мы продвину­лись всего на 30 километров, но назад не повернули – справились. Было дело, восстанавливали пути после пожаров, когда шпалы напрочь выгорали. И с бурьяном и кустарником вдоль насыпи тоже своими силами боролись. Химикатов обычно не хватало, а предупреждать возгорания и обе­спечивать чистоту ради эстетики приходилось…

ОЧАГ КУЛЬТУРЫ

Безусловно, было сложно, но люди не роптали. По словам Дми­трия Ивановича, в ту пору работа на железной дороге считалась престижной, причём не только для мужчин, но и для женщин. Опла­чивалась неплохо, давала опре­делённые льготы в виде одного бесплатного билета в год по СССР и одного билета по Северному Кавказу. Отдельным категориям рабочих выдавали бесплатный уголь и бэушные шпалы. Плюс роба, форменная одежда…

На дистанции тогда многие трудились династиями. Дмитрий Иванович отлично помнит, на­пример, Гайворонских, Столбов­ских и Бутовских из Светлогра­да, Смагиных из зерносовхоза «Петровский». Говорит, такая семейственность в профессии давала стране настоящих про­фессионалов. Государство же обеспечивало железнодорожни­кам бытовую устроенность: на станциях были детские сады, школы, фельдшерские пункты, ДК… Кстати, в послевоенное время станция в селе Петровском была настоящим очагом куль­туры. Тогда в районе нынешней оптовой базы располагались и ДК, и танцплощадка, и ресторан, а по воскресеньям для рабочих привозили отличные фильмы и играл духовой оркестр…

ПОЛВЕКА ВМЕСТЕ

Справедливости ради стоит сказать, что Дмитрий Иванович состоялся не только как руково­дитель, но и как семьянин. Он любящий муж, папа двух дочек и сына, дедушка шести внуков. Се­годня у ворот гостеприимного дома Дикаловых растут два огромных тенистых ореха. Эти деревья хо­зяин посадил 22 года назад, когда родились его внуки-близнецы Женя и Саша.

Со своей половинкой – с Любовью Михайловной – Дмитрий Иванович знаком больше 50 лет. Они встретились, можно сказать, на той же улице, где и сегодня находится их родовое гнездо. Люба ждала своего суженого из армии, писала ему письма на да­лёкий Байконур, а через год после дембеля молодые поженились. С тех пор прошло полвека. Совсем недавно, 8 июля, в День семьи, любви и верности, «золотых мо­лодожёнов» чествовали в отделе ЗАГС по Петровскому району. Теперь в семье Дикаловых будет храниться медаль «За любовь и верность».

На вопрос, сложно ли было прожить такой срок под одной крышей, супруги ответили, что 50 лет вместе – путь, естественно, непростой, но к характеру друг друга они давно приноровились, каждый знает, когда сказать, а когда смолчать, в чём уступить или на что не обратить внимания. Что касается быта, то впроголодь Дикаловы никогда не жили, однако и в шелках не ходили. Всегда ра­ботали (да и сейчас не позволяют себе лениться), тянулись, но всё же смогли поставить большой дом для большой семьи и дать всем троим детям высшее образование. Сегодня дочери и сын – гордость родителей, а внуки – помощники и отрада для сердца и души. Что ещё нужно для счастья? Пожалуй, здоровье и уверенность в том, что у близких всё в порядке.

Во всём, что сделано в доме и во дворе, чувствуется хозяйская рука Дмитрия Ивановича, видны его основательность и масштаб­ность мышления. Кстати, супруги сейчас смеются над этим фактом, но первые три года после выхода на пенсию в пределах двора Дми­трию Ивановичу было тесно, ему по привычке требовался размах. Потом ничего, привык. Рамки сузи­лись, появились новые увлечения (например, выращивание редких сортов столового винограда). А во всех начинаниях супруга, конечно, поддерживала и продолжает под­держивать Любовь Михайловна, тоже большая труженица и заме­чательная хозяйка, а в прошлом –фельдшер скорой помощи и же­лезнодорожной поликлиники.

Идеальных условий не бывает никогда. Но у Дикаловых есть правило: всё делать на совесть – и трудиться на работе, и строить отношения внутри семьи. Не ждать манны небесной, не искать побла­жек, а брать и делать. И делать так, чтобы не было стыдно ни перед собой, ни перед людьми.

Светлана ЗЛОБИНА
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44