"ПОМОГИТЕ НАМ!"

21 сентября 2021 года, 13:27 |

«Помогите» – это слово дис­петчеры единой дежурно-дис­петчерской службы аварийно-спасательного формирования (ЕДДС АСФ) нашего округа за сутки слышат по несколько десятков раз. Если в 2015-м они приняли за год более 2 тысяч звонков, а в 2017-м их число приблизилось к 4 тысячам, то за прошедший период 2021-го уже обработано более 17 тысяч (!) обращений.

ОДНИ ИЗ ЛУЧШИХ

- Наши ребята – одни из луч­ших в крае, - говорит начальник АСФ (в состав АСФ входят ЕДДС и спасатели) К. Д. Ткаченко. - Во время соревнований постоянно занимаем призовые места, мы на хорошем счету у МЧС – участвуем в совместных тренировках.

Тренировка (по сути, отработка легенды) – первый и главный по­мощник любого дежурного. Она и только она может пополнить то, без чего настоящего специалиста в ЕДДС не существует, – багаж опы­та. «Зима, ночь, дорога, гололёд, ДТП… Срочно нужна помощь!» – и тандем диспетчера с оперативным дежурным (на смену они заступа­ют вместе) начинает действовать.

- В компьютере заполняется специальная карта вызова, - объ­ясняет Константин Дмитриевич. -В ней отражается не только суть произошедшего – факты, но и то, в какие службы далее будет на­правлен сигнал о помощи. В этом случае специалисты должны мгно­венно определить, кто отвечает за данный участок дороги, решить, какие из служб экстренного реа­гирования нужно привлечь – по­лицию, скорую помощь, пожарную, службу газа…

Он рассказывает, как весной этого года во время очередного учения, которое должно было на­чаться в пять утра, у них в три ночи неожиданно перестал работать интернет. А без него невозможно: вся сложнейшая аппаратура, все программы намертво связаны с интернетом.

- Дима Отамас решил эту проблему при помощи своего мобиль­ника, - говорит Константин Дмитриевич. - Я точно не знаю, как и куда он подключался, однако факт остаётся фактом: в учениях мы участвовали.

С тем же Димой, Дмитрием Ни­колаевичем, была и другая исто­рия: из села позвонил мужчина: «Я решил повеситься…» Несколько минут разговора с дежурным – и суицидник согласился, чтобы его переключили на психолога (психолог, как и переводчик, есть в штате краевой службы ЕДДС), а потом, уже после разговора с психологом, вновь набрал 112: «Пожалуйста, дайте Диму. Хочу ему спасибо сказать…»

- Где же ваш герой? - спра­шиваю. - Его надо обязательно сфотографировать!

- Уволился…

СОХРАНИТЬ КАДРЫ

Причина банальная: низкая зарплата. Печально, но факт: всего за полгода из нашей ЕДДС по этой причине из 8 сотрудников уволи­лись пятеро… Да, на смену им уже пришли новые, но настоящего дис­петчера и тем более оперативного дежурного надо, что называется, вырастить – обучить, ввести в курс дела. Они должны успеть нарабо­тать и свой личный опыт.

Проблема не нова и присуща не только нашему округу. Её видят, понимают важность работы ЕДДС и на государственном уровне. Зи­мой этого года в СМИ прошёл ряд публикаций – писали о грядущих переменах в структуре ЕДДС, жда­ли введения разработанного МЧС нового госстандарта. Процитируем статью из «Российской газеты»: «Когда… создали единые диспет­черские службы, то выяснилось, что статус их низок. Диспетчерам с зарплатой в 10-12 тысяч, чтобы хоть как-то выжить, приходилось совмещать свою работу ещё и с работой уборщиц, консьержей, охранников. Понятно, что на такую службу высококвалифицирован­ные кадры не шли» (rg.ru). И далее: «О том, что изменится для диспет­черов ЕДДС, корреспонденту «РГ» пояснили во Всероссийском НИИ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МЧС России, где и разрабатывался но­вый стандарт: «Случайных людей в ЕДДС больше не будет. Вырастет их зарплата, повысится и сам ста­тус служб».

К сожалению, ожидаемого про­рыва не случилось: в документе многое, в том числе и повышение зарплат, носит рекомендательный характер…

ВОСЕМЬ СЕКУНД

- Совсем недавно, в августе, у нас случилась серьёзная потеря, - говорит Константин Дмитриевич. - Заболел коронавирусом и умер оперативный дежурный Игорь Рогачёв. Ему было всего 38…

Да, пандемия не проходит мимо ЕДДС. Из-за неё выросло и количе­ство звонков.

- Если в скорую с первого раза дозвониться не получилось, на­бирают 112, - рассказывает Кон­стантин Дмитриевич. - Диспетчер принимает звонок, заполняет карту вызова и направляет её в скорую помощь.

Конечно, автоматизация не отменяет телефонных разговоров – нередко приходится созваниваться с другими службами, координиро­вать их работу (это касается в том числе и коммунальщиков).

В нашей ЕДДС одновременно работают две телефонные линии. Восемь секунд – столько отведе­но на то, чтобы диспетчер снял трубку. Не успел? Звонок будет автоматически перенаправлен на Ставрополь. То есть человеку помогут в любом случае, а вот за­мешкавшемуся диспетчеру и всей службе – минус.

Впрочем, для ЕДДС Петровского округа это, скорее, очень редкое исключение, чем правило. Сейчас здесь ответственно трудятся опе­ративные дежурные Александр Николаевич Савченко, Виктор Николаевич Зуев, Николай Нико­лаевич Товкань (из-за нехватки кадров на подмену периодиче­ски выходит замначальника АСФ Дмитрий Анатольевич Бедный) и диспетчеры Николай Викторович Гречкин, Алексей Сергеевич Кова­лёв, Евгений Сергеевич Епифанов. Официальный график – сутки через трое…

СЕРДЦЕ ЕДДС

Где оно, сердце ЕДДС? Может, в серверной, аппаратура кото­рой чудесным образом исправно работает, хотя системного адми­нистратора в службе нет? Или всё же в пункте управления, ведь наверняка люди важнее любой техники. Размышления прерыва­ет звонок-сирена – и диспетчер снимает трубку. Просят приехать с автовышкой: после ночного ливня и грозы с ветром ветка старого вяза, растущего на улице, нависла над крышей дома. Спасатели, конечно, приедут (в их компетенции всё, что представляет собой угрозу жизни и здоровью человека), но без авто­вышки: её нет.

После отработки звонка мы возвращаемся к разговору. Дежур­ные охотно показывают на экране компьютера карту термоточек (словно на ладони – все пожары, даже относительно небольшие; кстати, интересный нюанс: в жару протяжённые металлические кры­ши птицефабрик, которых сейчас на Ставрополье немало, спутник воспринимает как место возгорания и посылает диспетчерам сигнал о пожаре) и метеорадар (видно всё: где идёт дождь, снег или град, в ка­кую сторону движутся воздушные массы, на каких территориях высо­ка вероятность паводка). Обо всех климатических угрозах сотрудники ЕДДС предупреждают учреждения и организации нашего округа.

- Мы и сами как громоотводы, -шутят.

Так и есть: разные люди звонят, разное говорят.

РАЗНОЕ

- Был как-то звонок: «Я разбила градусник! Что делать?», - расска­зывают диспетчеры. - Ну, объяс­няем, как правильно собрать. Го­ворит: «Нет. Вы сами приезжайте, собирайте». Отвечаем, что один разбитый термометр не представ­ляет угрозы для жизни. Вроде убедили, так опять вопрос: «А куда выбрасывать?..»

Да, диспетчерам не позави­дуешь: не на все вопросы легко дать ответ (вот и в данном случае ближайшая организация, имеющая лицензию на утилизацию ртутьсо­держащих отходов, находится в Невинномысске), но они стараются.

- Если набираете 112 (кстати, можно позвонить и по номеру 911, как в Америке: вас всё равно соеди­нят с ЕДДС), говорить нужно чётко и коротко – по принципу «Что? Где? Когда?», - объясняют диспетчеры, -так мы быстрее поймём суть проблемы и, значит, быстрее поможем.

На деле, конечно, бывает по-разному. Случается, разговор начи­нается словами: «Скорее! Скорее же! Горит!», и добиться каких-то кон­кретных фактов – что горит и где – затруднительно. Звонят и пьяные, и хулиганы, видимо, не понимая, что любой номер аппаратура ЕДДС легко определяет, и не зная, что за ложный вызов штрафуют (таких прецедентов уже немало).

Вспоминают дежурные и о «пья­ной» дороге, что соединяет полями Константиновское с Благодатным (этой весной нетрезвый водитель увязнувшего там автомобиля отка­зывался выходить из салона, чтобы не измазать в грязи новые туфли, и предлагал спасателям эвакуиро­вать его на руках), и о 80-летнем мотоциклисте, который каждый год в одиночку едет из Ставрополя в Гофицкое и обязательно, заблу­дившись, оказывается не там, и об участниках ДТП из Тюмени, которые коротали время в ожида­нии своих знакомых у спасателей на Транспортной.

Да мало ли их на счету у спа­сателей и сотрудников ЕДДС – вырученных из беды, обогретых, напоенных чаем? А сколько ещё будет? Сколько ещё раз они услы­шат тревожное «Помогите нам!» и поспешат на помощь?..

Елена АРЦИМОВИЧ
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44