НЕ ОДНА НА СКЛОНЕ ЖИЗНИ

18 октября 2021 года, 14:31 |

Пожилых нельзя оставлять один на один со своим одино­чеством и с ворохом проблем. Нельзя бросать стариков в зве­нящей пустоте дома. Нельзя, чтобы их лучшими друзьями становились четыре стены и тиканье часов. Нельзя этим людям давать повод торопить старуху с косой.

Вот Нине Арсентьевне Ко­коревой повезло: у неё есть, как сказали бы 150 лет назад, компаньонка. С ней можно вспомнить о былом, ей можно улыбнуться или спеть ча­стушки. А значит, можно жить дальше.

СРЕДИ ИКОН И ФОТОГРАФИЙ

Нине Арсентьевне в ноябре исполнится 90. Ещё недавно она твёрдо стояла на своих ногах, сама управлялась по хозяйству и даже выступала на поселковых праздниках, поскольку сохранила сильный певческий голос. Но вот в последнее время хвори одоле­ли, ноги перестали слушаться. Слегла бабушка.

Кто знает, возможно, и до­жидалась бы старушка смерти в пустом доме среди икон и фотографий своих родных, если бы не односельчанка Людмила Николаевна Бедник, которая ей в дочки годится. Сегодня из раз­влечений у пожилой женщины лишь телевизор, частушки с песнями (её главная радость) и раз­говоры по душам с Людой.

- Жалко мне бабулечку! - гово­рит Людмила Николаевна. - Как же она одна?..

Вообще-то, у Нины Арсентьевны есть дочь Валентина. Та жи­вёт в Северодвинске, но маму не бросает, периодически навещает. Этого мало, конечно, однако из­менить ситуацию невозможно. Были бы другие дети рядом, может, и полегче было бы женщи­не, только вот дочь Любу много лет назад свела в могилу онко­логия, сын Виталий пропал без вести. А недавно и любимый ба­бушкин кот, долгие годы бывший ей отрадой и утешением, исчез…

С КУБАНИ – НА СТАВРОПОЛЬЕ

Нина Арсентьевна родилась и выросла на Кубани, в станице Динской. Девочке было девять, когда началась Великая Отече­ственная. Понятно, что легко тог­да не было никому, в том числе и ребятне. Что такое детство, Нина забыла лет в двенадцать, если не раньше. Рассказывает, что в колхозе у неё и её сверстников была обязанность: они ловили ягнят и подносили к матери-овце, что­бы та их кормила.

Ниночка была младшей после сестры и двух братьев. Мама Ксения Васильевна трудилась уборщицей в правлении, отец же был председателем (а может, его заместителем – в силу возраста Нина Арсентьевна уже позабы­ла некоторые факты). Говорит, детвора всегда ждала его воз­вращения домой, поскольку отец привозил гостинцы (например, любимое молоко).

В войну ребятня всё время хо­тела есть. Бабушка вспоминает, как они втайне от руководства колхоза доили овец: поймают одну, и, пока впятером держат кормилицу, кто-то один выце­живает. Так же, незаметно для хозяев, прямо на улице доили ло­шадей, причём, бывало, струйки молока направляли не в кружку, а сразу в рот…

На Ставрополье семья пере­бралась, когда Нина уже была замужем. В Рогатой Балке женщина и трудилась всю жизнь, в ос­новном разнорабочей в совхозе. Уже после выхода на пенсию подрабатывала сторожем в га­ражах. Хоть всю жизнь отдыха не знала, из богатства нажила только звание «Ветеран труда» да несколько юбилейных меда­лей, а под старость ещё и группу инвалидности получила.

СПАСАЕТ ДОМ И ХОЗЯЙКУ

Людмила Николаевна Бедник знает Нину Арсентьевну давно: всю жизнь в одном селе живут. Сиделкой стала в апреле этого года: просто пожалела старушку. Говорит, пришла в дом – и ахнула: помощь, оказывается, нуж­на не только бабушке, но и её жилищу. Домишке-то лет 70, не меньше, и стоит он на склоне, да и мужских рук давным-давно нет в хозяйстве: глава семьи умер много лет назад. А дом – он ведь живёт, пока его хозяева живы и здоровы, а потом тоже умирает…

- В сенцах совсем беда, - взды­хает сердобольная сиделка. -Трещины кругом, особенно на окна страшно смотреть: в рамах щели в полпальца, несколько стёкол нет. Холода придут – всё тепло выдует.

Людмила Николаевна, что мог­ла, давно уж переделала: отмыла стены и потолки, перестирала за­навесочки, полотенца, скатерти, кое-где заклеила щели, двери, лежавшие на боку, приладила, в кухне местами полы подсыпа­ла, чтобы стол и стульчики ровно стояли. Её внук поправил калитку и забор.

В двух комнатках чистенько и светло. Стены выбелены, толь­ко под потолком всё те же тре­щины: саманный дом потихоньку ползёт вниз.

Есть и ещё одна проблема: в доме Нины Арсентьевны нет и никогда не было ни водопрово­да, ни канализации. Ближайший колодец – в 50 метрах вверх от дома по убитой дороге. И ладно ещё летом ходить по воду, а зи­мой? А по гололёду вниз? Удиви­тельно, как все эти годы хозяйка справлялась, как стирала-убира­ла, как поливала огород?..

КЛУБОК ПРОБЛЕМ

Оставлять ситуацию без изме­нений Людмила Николаевна не намерена. Она обратилась уже в самые разные организации, чтобы хоть как-то улучшить жи­лищные условия своей подопеч­ной. Только вот есть серьёзная проблема: в силу возраста и, возможно, какого-то заболева­ния Нина Арсентьевна иногда забывает о принятых ею же ре­шениях, отказывается от своих же слов, что мешает оказывать ей помощь.

Например, в этом году не удалось привести в порядок ба­бушкин дом в рамках программы по ремонту жилых помещений ветеранов Великой Отечествен­ной войны, проживающих на территории Ставропольского края. Как пояснили в управлении труда и социальной защиты насе­ления, фамилия нашей героини по-прежнему числится в списках, но выполнение работ отложено на будущий год. Кроме того, ре­монт можно будет сделать только в том случае, если для исключе­ния риска отказа Нина Арсентьевна оформит доверенность на распоряжение денежными сред­ствами на кого-то из близких.

Как нам стало известно, офор­мить доверенность будет непро­сто: в сёла выезжает один-един­ственный нотариус, услуги его стоят отнюдь не дёшево, к тому же каждый день должностного лица расписан на месяц вперёд, так что у него нет никакой воз­можности отлучиться из города. А как же быть бабуле?

Между тем зима не за гора­ми, поэтому жильё нужно как-то утеплять. В ближайшее время к Н. А. Кокоревой приедет до­машний помощник Петровского центра социального обслужива­ния населения С. А. Гмырин. Он приведёт в порядок окно, ликви­дирует щели.

Отделение срочного соци­ального обслуживания поможет памперсами. Сейчас эти сред­ства гигиены для бабушки поку­пает сиделка. Именно покупает: бесплатно получать не могут, поскольку группа инвалидности не та, а для её усиления необ­ходимо содействие участкового врача.

Добавим, что руководство территориального отдела тоже в курсе ситуации, готово помочь с проведением водопровода и канализации, только вопрос снова упирается в деньги.

Вот такой клубок проблем пытается размотать Людмила Ни­колаевна. По сути, совершенно чужой для своей подопечной человек, она стучит во все двери, ищет помощников. Не для себя, не ради личной выгоды – для старушки, которая имеет право достойно дожить век в своём тёплом, отремонтированном домишке.

Светлана ЗЛОБИНА
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44