"АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГЛАС" ОТЦА ПЕТРА

27 декабря 2022 года, 13:41 |
Фото Е. МОЖЕВИТИНОЙ

«Архангельский глас» – так нарёк отец Пётр Гриценко дом милосердия, который было суждено ему основать по велению души в Высоцком. В этом селе батюшка 20 лет прослужил настоятелем храма Архангела Божия Михаила, а в соседней Ореховке – 14 лет настоятелем храма Крестовоздвижения.

Но вот уже четыре месяца отец Пётр служит на передовой в Донбассе. Фактически являясь штатным священником Горлов­ской и Славянской епархии, он несёт особое послушание в Си­нодальном отделе Московского патриархата по взаимодействию с ВС РФ, будучи главным руко­водителем священников-добро­вольцев, желающих послужить на благо Отечества. Сопрово­ждая их, выезжает на передовую для духовной поддержки нашего воинства. А вообще, батюшка с первых дней войны на Украине, то есть с 2014-го, активно зани­мается оказанием гуманитарной помощи населению Донбасса и окормляет воинов, из года в год возит ребятишкам подарки на Рождество и Пасху.

Тем временем его семья – супруга Ольга и пять дочерей – живёт в Высоцком, молится за здоровье родного человека и с нетерпением ждёт его возвращения на очередную побывку. Матушка Ольга и её первая помощница Галина Алексеевна Болоцких взяли на себя заботу о доме милосердия. И этих двух неравнодушных женщин батюш­ка считает своей поддержкой и опорой.

ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ

Дом престарелых, или, как его раньше называли, дом ве­теранов труда, появился в селе ещё в советские времена, имел статус государственного. Под него было отдано старое здание бывшего роддома. В 1988 году учреждение плавно перешло на баланс местного успешно раз­вивающегося колхоза «Правда». И пока жила «Правда», жил и дом престарелых, а когда в 2005-м сельхозпредприятие развали­лось, бесхозными оказались и само учреждение, и пожилые постояльцы. «Мы отсюда никуда, делайте с нами что хотите», - ска­зали тогда три бабушки и один дедушка, поставив в трудную ситуацию сельскую админи­страцию. И тогда власти района уговорили батюшку выкупить это здание. Отец Пётр давно мечтал открыть воскресную школу, и, по его мнению, это здание ему подходило, но что делать с этими оставшимися никому не нужными людьми?

Всё же священник выкупил здание и, получается, взял на собственное содержание ста­риков: не выгонять же людей на улицу! Так и оставил их доживать здесь, сохранив и часть персонала, чтобы ухаживать за несчастными.

А потом сюда стали проситься ещё и люди, брошенные род­ственниками. Батюшка не смог отказать обездоленным. Так происходит и по сей день.

Сколько проблем возникало на пути, сколько различного рода трудностей приходилось преодолевать – всё это не тема нынешней публикации, однако то, что отец Пётр и его команда со многим справились, заслу­живает наивысшей похвалы и восхищения. Батюшка всегда говорит, что сам Господь помог вынести все испытания и сохра­нить этот проект.

РАЗНЫЕ ЛЮДИ С ПОХОЖИМИ СУДЬБАМИ

За последние два года условия проживания в доме милосердия заметно изменились, что не мо­жет не радовать. В конце 2019-готам завершился грандиозный ремонт. Более того, к старому зданию было пристроено ещё одно, таким образом количество мест для проживания увеличи­лось на 35.

Сегодня там нашли приют 79 человек в возрасте от 42 до 97 лет. 27 из постояльцев – ле­жачие, да и у остальных оби­тателей дома милосердия есть серьёзные заболевания. Уход за людьми осуществляют О. Н. Кабацкая, Л. В. Энгиноева, О. С. Кравцова, Е. Н. Журавлёва, Т. В. Казакевич, С. Ю. Рыбникова, Е. В. Мещанова. Штат нянечек батюшка планирует увеличить, так что вакантные места имеют­ся. Организация трёхразового питания возложена на поваров Т. В. Свистухину и И. Н. Желтяко­ву, причём добавка приветствует­ся. Медицинскую помощь всегда окажет медсестра со стажем А. Т. Позднякова.

На вопрос, как попадают сюда люди, откуда узнают о существо­вании в Высоцком подобного уч­реждения, заведующая приютом Г. А. Болоцких отвечает:

- Земля слухами полнится, плюс интернет на помощь при­ходит. У нас люди из разных регионов проживают, всем нахо­дим место, всем сострадаем. Я, много чего повидавшая в жизни, никогда не забуду, как к нам из Москвы парализованного при­везли его бывшая жена и сын. Привезли умирать. Они заранее позаботились, чтобы он подписал все необходимые документы на квартиру в столице, и, как ненуж­ный, отработанный материал, просто выбросили этого чело­века. Мужчина скончался через полтора месяца.

На самом деле, за долгие годы работы в доме-интернате через Галину Алексеевну прошло очень много разных людей с похожими судьбами. И от реальных историй из жизни постояльцев, расска­занных ею, сердце сжималось от боли.

НОВЕНЬКИЕ

Заныло в груди и тогда, когда по просьбе Галины Алексеевны в её кабинет вошли мужчина и женщина, вкатили инвалидную коляску, в которой сидел мужчина с явными признаками ДЦП.

- Это наши новенькие, - ска­зала Г. А. Болоцких, - они ещё только осваиваются, 5 сентября их сюда привёз батюшка. Ещё с ними приехала бабулечка, ей 88 лет, она из Волновахи, я не стала её беспокоить.

Знакомимся. Все трое при­ветливо улыбаются, все трое из Мариуполя. Наталье Анатольевне 62, она родилась и выросла в этом большом городе на берегу Азовского моря; Игорю Сергееви­чу 54 года, он инвалид детства; Владимир Иванович переехал в Мариуполь вместе с родите­лями из России, из Курганской области, когда ему было 15, сегодня уже 68.

НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА

В своё время Наталья Анатольевна окончила вуз, получила специальность технолога свароч­ного оборудования. До начала 90-х работала по профессии на заводе «Азовмаш». А потом, когда начало рушиться производ­ство и перестали платить зарпла­ту, она ушла в предприниматели и достаточно успешно занимала эту нишу.

Трагедия в жизни Натальи Анатольевны случилась 9 лет назад: тогда не стало сначала её родителей, потом – мужа. На всём белом свете женщина оста­лась одна-одинёшенька. И в под­вале разрушенного весной этого года после бомбёжки дома она, обессиленная, тоже осталась одна (все остальные сменили подвал своей многоэтажки на бо­лее безопасное место, а Наталье Анатольевне состояние здоровья просто не позволило уйти вместе с ними. – Прим. авт.).

- Выползаю еле живая из своего пристанища и вижу: идёт молодой человек в военной фор­ме с белой повязкой на рукаве, это означает, что он боец ДНР, - рассказывает женщина. - Как потом узнала, чеченец. Мужчина подбежал ко мне, напоил водой и помог перебраться в другой подвал, где находилось много народу. Открыл свой рюкзак, достал оттуда еду, отдал её мне, а потом сказал, обратившись к людям: «Присмотрите за жен­щиной, покормите, я через три дня вернусь за ней». Это было 24 апреля, в день Святой Пасхи.

Получается, что мой спаситель появился именно в этот день.

Военнослужащий вернулся, как и обещал. Приехал на маши­не, отвёз Наталью Анатольевну на блокпост, и уже оттуда нужда­ющуюся в медицинской помощи женщину отправили в больницу Новоазовска. Некоторое время спустя Наталью Анатольевну от­везли в Старобешевский район, в посёлок Новый Свет, в дом-интернат для престарелых.

ИГОРЬ СЕРГЕЕВИЧ

Волею обстоятельств в этом же интернате находился и коренной житель Мариуполя Игорь Сергеевич. 10 лет назад умерла его мама, и он, инвалид-колясоч­ник, прикреплённый к соцработ­нику, проживал в собственной двухкомнатной квартире в центре города. В старые добрые времена работал на сувенирной фабрике, где был востребован труд людей с ограниченными возможностями здоровья.

А потом всё изменилось… В двушке Игоря Сергеевича разместилась огневая точка бойцов ВСУ, а его самого просто

выкатили на улицу и сказали: «Дви­гай в подвал». Вместе с соседями мужчина-инвалид просидел там два месяца.

Ну а потом от дома остались руины, а Игорь Сергеевич оказался в Новом Свете.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Владимир Иванович 40 лет про­работал на заводе имени Ильича. Две взрослые дочери и жена после начала боевых действий эвакуиро­вались в Саратов, сейчас находят­ся в Ростове. Сам мужчина чудом уцелел, когда в дом покойной матери, где он проживал, залетел снаряд, пробил насквозь стену и вылетел наружу, повредив и со­седский дом. В результате такого прилёта дом загорелся.

Больше месяца Владимир Ива­нович жил в летнем душе. Повез­ло, что в подвале разрушенного домовладения сохранились кое-какие продукты (в частности, закрутки). Однажды пришли двое военнослужащих ЛНР, сказали, что здесь они по запросу родственни­ков Владимира Ивановича, что дочери его ищут и не знают, жив ли он.

Тяжёлые условия проживания сказались на здоровье, и Влади­мир Иванович заболел двусторон­ним воспалением лёгких. Его опре­делили в больницу Володарска, там он пролежал полтора месяца. Ну а потом, как и другие наши ге­рои, оказался в доме престарелых в Старобешевском районе.

ВСТРЕЧА С БАТЮШКОЙ

- Когда в столовую во время обеда вошёл отец Пётр, рассказал о доме милосердия «Архангельский глас», который он содержит, и по­звал туда всех желающих, лично я согласилась без каких-либо разду­мий. Мне просто надоело бояться, -вспоминает Наталья Анатольев­на. - А потом я посмотрела в глаза этому человеку и поняла, что он нас не обманет. Уверена, такие же чувства по отношению к батюшке испытали и другие мои земляки. И вот мы здесь, в большой России, в маленьком селе Высоцком, где нас, ничего не имеющих за душой, приютили милосердные люди.

Заглянуть в своё будущее вы­нужденные переселенцы ещё не готовы, однако они прекрасно по­нимают, что их жизнь уже не будет прежней. Наталья Анатольевна решила, что никогда не вернётся в родной город. Владимир Ивано­вич, напротив, обязательно туда поедет, как только там перестанут разрываться снаряды. Он надеется получить жильё взамен утраченно­го. Хочет домой, но лишь в мирный Мариуполь и Игорь Сергеевич, хотя прекрасно понимает, что его дома там уже нет и что ему, инвалиду первой группы, вряд ли удастся преодолеть множество преград, связанных со сбором документов для решения жилищного вопро­са. Ну а в данный момент самая большая его мечта – кнопочный сотовый телефон. Это его желание я записала в свой блокнот, только вот не задала вопрос, кому он хо­чет позвонить…

Наверняка телефоны нужны Наталье Анатольевне и Владимиру Ивановичу (связь с родными ему просто необходима), однако эти люди из скромности промолчали. Промолчали и о многом другом, в чём очень нуждаются.

Нельзя не сказать и о том, что в начале октября отец Пётр привёз че­тырёх тяжелобольных, неспособных передвигаться женщин, подопечных дома престарелых и инвалидов из города Снежное Донецкой области. Самой старшей из них 97 лет, са­мой молодой – 65 (она полностью

парализована). По-другому Пётр Гриценко поступить не мог: не со­страдать – это не про него. Также мы слышали, что батюшка пообещал ещё четверым мариупольцам при­станище в своём доме милосердия.

Елена МОЖЕВИТИНА
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44