УРА! НАМ ДАЛИ БИЛЕТИКИ!

28 октября 2015 года, 10:25 |

Когда такой фразой детсадовская ребятня встречает вечером, после рабочего дня, своих родителей, мамы и папы уже не удивляются: они знают, что речь вовсе не о билетиках, а об обыкновенных рекламных листовках.

То ли цирк приехал, то ли какая-то очередная шоу-программа. И всё бы ничего, вот только как объяснить сжимающему в кулачке «билетик» малышу, что он туда не пойдёт, потому что… ну, к примеру, денег у мамы нет?

Минобр поясняет

В редакцию позвонила читательница, которая представилась Натальей Половинченко. По её словам, рекламная продукция реализуется и в детских садах, и в школах (один её ребёнок – дошкольник, другой – ученик). Тот, что постарше-поумнее, конечно, уже понимает, что яркая бумажка в его руке – ничто. А вот младший прохода не даёт. И слёзы, и крики… Объяснений не слушает, сердится. Оно и понятно: добрые люди дали ему билет, а нехорошие родители всё равно отказываются вести в цирк! Тут любой взвоет.

Но это абстрактные рассуждения. А вопросы Наталья задала районке вполне конкретные: «И сад, и школа – режимные объекты. Однако, получается, на их территорию проходят люди, распространяющие рекламную продукцию в целях собственной наживы? Возможно, рекламируя свои услуги, проводят с детьми беседы? О чём они говорят с ребёнком? И что делать, если я против?»

«Петровские вести» адресовали вопрос читательницы министерству образования края. Пришёл ответ. Если вкратце изложить его суть, то каждая образовательная организация, будь то садик или школа, автономна, а значит, имеет право самостоятельно принимать решения («пропуск посторонних лиц на территорию образовательной организации может осуществляться с разрешения директора…»). Соответственно, директор или заведующая, если речь о детском саде, будут и отвечать за принятые решения. В своём ответе минобр процитировал ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 436 «О защите детей», где перечисляются категории информации, запрещённой для распространения среди детей. Из всего изложенного был сделан вывод о том, что рекламная продукция цирков, шоу, театров и так далее в перечень запрещённой не входит, а значит, может распространяться (под ответственность руководителя) на территории детских учреждений.

Де-юре

Однако некоторые пункты перечня ФЗ № 436, пусть и косвенно, но всё же не соглашаются с позицией минобра. К примеру, пункт 2 запрещает информацию, способную вызвать у детей желание попрошайничать (а лжебилетики это желание очень подстёгивают). Правда, юридический термин «попрошайничество» предполагает выпрашивание денег или других материальных ценностей только у посторонних лиц. Получается, у родных родителей можно.

Но вот пункт 4, который запрещает рекламную продукцию, отрицающую семейные ценности и формирующую неуважение к родителям, уже более интересен. Ребёнок, имея на руках «билетик», всё же получает отказ со стороны родителей. Как следствие – крики, возмущение, направленная на маму с папой агрессия. Разве это нельзя назвать неуважением к ним?

Как пояснила «Петровским вестям» адвокат Адвокатской конторы Петровского района Ставропольской краевой коллегии адвокатов В. А. Сопова, дети наравне со всеми имеют право на информацию, однако они доверчивы, психологически незрелы. Именно поэтому Федеральный закон РФ № 38 «О рекламе» защищает несовершеннолетних «от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе», запрещая рекламу, дискредитирующую родителей, подрывающую доверие к ним (ст. 6).

Та же статья не допускает «побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей… приобрести рекламируемый товар» (а идею «рекламная листовка – это и есть билетик», конечно, генерировали не сами дети) и «создание у несовершеннолетних искажённого представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка». В общем, закон детей защищает, однако, по словам Валентины Алексеевны, реклама научилась хитрить: нередко она обходит закон, «разговаривая» с маленьким потребителем не прямым текстом, а намёками, завуалированно манипулируя детским сознанием.

Манипуляция

Интересно, что говорить о подобной манипуляции сегодня уже не стесняются. Вот цитата с сайта одного из московских рекламных агентств: «Минобразования и Минторговли пришли к выводу, что реклама в школах возможна, поскольку учит детей анализировать и делать выбор. Ребёнок – маленький потребитель, интерес которого к хорошо поданной и яркой продукции в 4-5 раз выше, чем у взрослого. Взрослый может и не купить тот или иной продукт, но ребёнок, который увидел красивую и яркую рекламу, обязательно купит его и себе, и взрослому». Далее следует признание в том, что агентство имеет прямые договорённости с директорами некоторых московских школ о проведении перед их учениками рекламных акций. И тут встаёт вопрос о свободе выбора: «Сможет ли дошкольник или ученик, находясь в детском саду или школе, отказаться слушать рекламу или не взять предложенные ему рекламные листовки?» Ответ однозначный: нет.

В этом плане очень интересна статья кандидата педагогических наук, доцента кафедры инновационных технологий менеджмента Т. Е. Лебедевой, опубликованная в журнале «Продвижение продовольствия. PROD&PROD» (habeas-russia.ru, под названием «Из школы делаем зону»). По словам Татьяны Евгеньевны, европейские школы уже давно превратились в площадку для рекламодателей. 90% английских компаний рекламируют свою продукцию в школах. Не особо отстают от туманного Альбиона Франция, Германия, Голландия, Финляндия. А вот в Дании, к примеру, маркетинговая деятельность в детских образовательных учреждениях категорически запрещена.

Под прикрытием идеи о том, что дети должны учиться делать самостоятельный выбор, торговые компании на территории той же школы убивают сразу трёх зайцев: «Во-первых, дети сами по себе являются покупателями; во-вторых, они оказывают влияние на родителей; в-третьих, они станут покупателями, когда вырастут». В общем-то, позиция торговцев ясна: «вспахивая» и «окучивая» незрелый, доверчивый детский мозг, они готовят для себя поле под будущий урожай. Ясна и позиция детей – как мотыльки, просто летят на свет. А вот что с позицией руководства детских садов и школ? В любом случае нашей читательнице, которая инициировала этот материал, наверное, можно ответить одно: имеете право обратиться к руководству образовательного учреждения с письменной просьбой не вовлекать вашего ребёнка ни в какие рекламные акции, проходящие на территории детского сада или школы. Права на свободу, закреплённого в Конституции, никто не отменял.

Елена АРЦИМОВИЧ
Ключевые слова:
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44