"МЫ СЛОВНО ВСТРЕТИЛИСЬ С ДЕДУШКОЙ: Я УВИДЕЛА ЕГО ФАМИЛИЮ НА МРАМОРНОЙ ПЛИТЕ"

29 июня 2016 года, 13:45 |
Фото из архива Калашниковых

- Я всегда думала, что дед мой Максим Захарович Калашников погиб в венгерской деревне Чаквар. Но этого 9 Мая у всей нашей семьи был особый праздник – мы словно по-настоящему встретились с дедушкой: совершенно случайно на венгерском сайте я увидела его фамилию на мраморной плите. Он остался там навечно. Но не в Чакваре, а в Орослани.

Галина Николаевна рассказывает о «встрече» – и мурашки бегут по коже. Словно она случилась не в интернет-пространстве, а в самой настоящей, реальной жизни. Её рассказ о Максиме Захаровиче районка публиковала 11 лет назад – в 2005-м, когда Великая Победа отмечала своё 60-летие: «Уйдя на фронт в самом начале войны, он шёл боевыми дорогами почти до самой По­беды. Дед Максим геройски бился на самом ост­рие сражения, участвуя в боях за Москву, Ржев, Харьков, Белград, освобождал го­рода Украины и Венгрии. За мужество и отвагу был награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалью «За оборону Москвы»… Дед Максим погиб 18 марта 1945 года в бою за деревню Чаквар...»

- Так было написано в похоронке. Но четыре года назад на сайте ОБД «Мемориал» нашла совсем другие сведения о месте его захоронения. Оказывается, он погиб в Орослани…

Скупые строчки: «Воинское звание: майор. Причина убытия: убит. Место захоронения: д. Орослань, 1 км юго-восточнее высоковольтной линии». Она долго искала более подробную информацию, но безуспешно. И вот накануне победного мая этого года ей наконец повезло. Огромный банк данных погибших солдат пополняется ежедневно, тысячи людей до сих пор ищут своих родных и всё, что находят (обо всех – чужих здесь нет), публикуют, делятся информацией. Галина Николаевна случайно вышла на частный венгерский сайт, созданный как раз такими активистами, зарегистрировалась, попросила о помощи. Но просто сложа руки ждать ответа не стала – непрерывно изучала сайт, просматривала списки: нет, нет, нет, снова нет. Вот наконец список погибших около деревни Орослань. Глаза быстро бегут по строчкам. Фамилии, фамилии, фамилии... Не те. Всё. Значит, и здесь его нет. Рука уже тянется закрыть страничку – и тут взгляд падает на размещённую в самом конце списка фотографию: надгробная плита, братская могила:

- Читаю: «Калашников Максим Захарович», и даты рождения и смерти. Я обмерла. Это был шок. Я не очень надеялась найти его фамилию, а увидеть воочию… Посреди венгерского кладбища – мемориал советским солдатам. Думала, всё давно быльём поросло. Спасибо и низкий поклон тем, кто в таком хорошем состоянии содержит захоронения наших воинов. И желаю всем, кто ищет, не отчаиваться и не сдаваться.

Теперь Галина Николаевна планирует съездить в Орослань вместе с сыном. Чтобы и правда свидеться. Вот строки из её рассказа, опубликованного в «Петровских вестях» в 2005-м: «Сын Николай узнал о гибели отца в День Победы. Когда вся часть радовалась и ликовала, он забился в самый дальний уголок и плакал…». 9 Мая 2016-го стало другим. Да, День Победы навсегда останется праздником со слезами на глазах – и всё же… в этом году он подарил встречу.

Елена АРЦИМОВИЧ
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44