РАЗВЕ МЫ - БИОМУСОР?

15 июня 2021 года, 10:10 |

Не много их осталось, но ещё есть, ещё живы те, кто выстоял и победил в большой войне, – люди, которые знали ценность человеческой жизни. Когда общаешь­ся с ветеранами и спрашиваешь, чего бы пожелали нам, потомкам, они всегда отвечают: «Живите в мире». Живите! Казалось бы, прошло каких-то 70 с лишним лет… Даже одно поколение сменилось не полностью, однако уже выросло другое, некоторые представители которого считают людей биомусором и измеряют их килограммами человечины.

ТЕНДЕНЦИЯ

Конечно, не все молодые люди таковы, и всё же в какой-то степени можно говорить о неко­ей тенденции. За последние 6 с половиной лет, по информации rbc.ru, стало известно как мини­мум о 15 случаях скулшутинга в России (дословно «школьная стрельба»; термин появился в США, где это явление возникло и сейчас рассматривается как очень серьёзная общественная проблема). Самое массовое убийство случилось в 2018 году в Керчи, когда 18-летний студент политехнического колледжа убил 21 человека. И вот новый случай: 11 мая от рук бывшего ученика казанской школы № 175погибли 7 учеников и 2 учитель­ницы.

За некоторое время до со­вершения преступления в своём Telegram-канале Ильназ Галявиев опубликовал собственное фото с надписью «Бог» на бан­дане и подписал: «Сегодня убью огромное количество биомусо­ра…» Как стало известно, у него диагноз – отмирают клетки го­ловного мозга. Но спустя неделю в другую школу Казани пришло анонимное письмо угрожающего содержания, и начиналось оно словами: «Помните, как в 175-ймой сообщник прибил почти 300 кг человечины?» Что это – тоже диагноз?..

ТИХАЯ ВОДА

- Психика – мате­рия тонкая, - ком­ментирует психо­лог Петровского центра социально­го обслуживания населения (ЦСОН) Т. И. ИЛЬИНА. - Только что человек был здоров, а уже через час у него может случиться нервный срыв.

Конечно, всегда есть триг­геры, то есть провоцирующие факторы. Были они и у Галяви­ева: вдобавок к тому, что про­грессировало заболевание, его отчислили из колледжа, в другую квартиру переехала вся семья.

- О нём говорили как о парне спокойном, - продолжает Татья­на Ивановна, - мол, ничего не предвещало. Но при чём здесь спокойствие? В тихой воде, как известно, могут скрываться ому­ты. Что знали о нём родители? Они знали, с кем сын встречает­ся, что любит, во что играет, как одевается, что его беспокоит? А что скажем мы сами своему ребёнку, который оговаривается или сидит в телефоне допоздна? «Доиграешься!» или «Смотри, закончишь так же…»?

По мнению Татьяны Иванов­ны, в поступках скулшутеров мо­жет быть доля вины и родителей, и учителей, и знакомых – всех, кто общался с подростком или

молодым человеком и, по идее, должен был принимать участие в его жизни, интересоваться им, но по какой-то причине не делал этого.

- Дело не в оправдании (оправдать то зло, которое при­чиняют скулшутеры, невозмож­но), но в объяснении причин, чтобы не допустить подобного впоследствии, - говорит Татьяна Ивановна. - Кстати, не нужно забывать, что подростка кто-то может использовать в своих интересах, ведь то же НЛП (нейролингвистическое програм­мирование. – Прим. авт.) – это не вымысел.

На какие признаки депрес­сивного или психопатического поведения ребёнка нужно об­ратить внимание? К примеру, весь класс смеётся, а он молчит. Или часто употребляет фразы вроде «Лучше сдохнуть», «Я так больше не могу». Привлечь внимание должны частая смена настроения, потеря аппетита, нарушение сна (кошмары).

- После теракта в Беслане, когда захватили больше тысячи заложников, какое-то время в школах проводили учения, - вспоминает Татьяна Ивановна, -но потом, насколько я знаю, по­степенно всё сошло на нет. Что я говорила своему сыну, чему учила? Помни, что на школьных кухнях, в спортивных залах есть выходы – если есть возмож­ность, беги туда. Убегай!

ПРИНЯЛИ МЕРЫ

Знают ли наши дети, что делать в случае нападения, про­водятся ли для них инструктажи, тренировки? Чтобы получить ответы на эти вопросы, не нужно обращаться к чиновникам – каж­дый родитель может задать их своему ребёнку.

Сказать, что многолетние на­падения на школьников прошли бесследно, пожалуй, будет не­верно: власть приняла кое-какие меры. Другое дело, насколько они действенны… Ограды и замки, безусловно, останови­ли спортсменов, раньше по утрам бегающих на школьных спортплощадках. Но останав­ливают ли они террористов или скулшутеров? Пластиковые пропуска… Едва ли ими кто-то пользуется, особенно в час пик (тогда у школьных дверей просто образуется затор). И наконец, ЧОП, то есть частное охранное предприятие. Чем сидящий на входе «чопер» Иван Иванович отличается от вахтёра тёти Зины или от сторожа дяди Васи? До­блестно остановить и не пропу­стить все они могут только мать или отца учащегося, а вот против преступника в их распоряжении лишь тревожная кнопка.

Конечно, теоретически можно сотрудников ЧОПа снабдить ору­жием, школьные заборы обмотать колючей проволокой, на входах установить металлодетекторы (кстати, взрывчатку они не «ловят», так что придётся ещё поставить по кинологу с собакой). Вот только не создаст ли это дополнительных рисков? И уж наверняка школа пе­рестанет напоминать второй дом, превратившись в самую настоящую зону…

Напоследок ещё «штрих к пор­трету»: по информации, неодно­кратно озвученной различными федеральными СМИ, договоры с ЧОПами зачастую заключаются на охрану не детей, а имущества (к слову, такая же функция у ре­шёток на школьных окнах первого этажа – сохранить имущество, и детям, которые учатся в этих каби­нетах, воспользоваться для побега окнами не удастся).

В любом случае сейчас, пока боль утраты свежа, на всех уровнях предпринимаются шаги к измене­нию ситуации: президентом дано распоряжение внедрить единый подход к обеспечению безопасно­сти школ и усилить контроль за оборотом оружия. Что и когда будет сделано, время покажет.

ШКОЛЫ СТАВРОПОЛЬЯ ПРОВЕРЯЮТ

По информации пресс-службы губернатора Ставрополья, В. В. Владимиров провёл рабочую встре­чу с и. о. министра образования края Е. Н. Козюрой, прошла провер­ка образовательных учреждений на предмет обеспечения безопасно­сти. Ею охвачено более 1,6 тысячи школ, детских садов, организаций дополнительного, а также среднего профессионального образования. Оценивались состояние систем оповещения и наружного наблюде­ния, ограждение периметра, осна­щённость тревожными кнопками.

Процитируем пресс-службу: «По словам исполняющего обязан­ности министра, физическая охра­на обеспечена во всех учреждениях. Вместе с тем не в каждом учреж­дении эти функции выполняют сотрудники специализированных охранных предприятий. Как под­черкнул губернатор, сегодня это одна из ключевых проблем, требу­ющих решения: «При проведении проверки обратите внимание на качество охраны. Рассчитайте меры, необходимые для повышения уровня защищённости. Необхо­димо найти решение, вплоть до внесения инициативы о дополне­нии национального проекта «Об­разование» разделом, касающимся обеспечения безопасности».

А КАК У НАС?

Пожалуй, именно этот вопрос больше все­го тревожит родителей. Как пояснила «ПВ» начальник отдела об­разования админи­страции Петровского городского округа Н. А. ШЕВЧЕНКО, всем образовательным объектам при­своена определённая категория опасности и 3 самые крупные петровские школы (№ 1, № 3 и № 4)отнесены ко второй категории (остальные – к потенциально менее опасной третьей), поэтому в 2019 году именно эти школы первыми адаптировали к новым требова­ниям: у них заключены договоры с ЧОПами, есть ограда, турникеты и системы видеонаблюдения.

В 2020-м работы продолжились: ограды появились у школ № 9, № 11, № 13 и № 16. Сейчас так же, за счёт средств муниципального бюджета, идёт установка огражде­ний вокруг школ № 7, № 17 и № 19, монтируется видеонаблюдение в школах № 2, № 5, № 6, № 7, № 10, № 14, № 15 и № 19. (Конечно, что­бы привести всё в соответствие с требованиями закона, муниципали­тетам не обойтись без финансовой помощи края и федерации. – Прим. авт.).

Что касается проведения психо­логической работы с учащимися, то, по словам Натальи Анатольевны, педагоги-психологи есть в каждой школе нашего округа. Они проводят диагностику и по её результатам коррекцию поведения учеников. К примеру, в первом, пятом и девятом классах обязательно проверяется уровень адаптации, с пятого по восьмой – агрессии, с девятого по одиннадцатый – тревожности. Раз в год все дети с 11 до 18 лет участвуют в большом социально-психологическом тестировании (120 вопросов!), дважды в год ребя­та проходят экспресс-тестирование на предмет употребления наркоти­ческих веществ. А дети, входящие в так называемую группу риска, всегда на особом контроле.

- Это на самом деле большая работа, - комментирует Наталья Анатольевна. - У всех нас общая цель – обеспечить безопасность детей, их образование, воспитание, социализацию… Для достижения этой цели трудятся и педагоги-пси­хологи, и социальные педагоги, и классные руководители, и учи­теля-предметники – вообще все, кто имеет отношение к системе образования.

«УБЕГАЙ, ПРЯЧЬСЯ» ИЛИ «УБЕГАЙ, ПРЯЧЬСЯ, АТАКУЙ»

Во время нападения в Казани двое детей, расте­рявшись и отчаявшись, выпрыгнули с третьего этажа. Вместо того чтобы спастись, они насмерть разбились. Удивительно, но в интернете нет единых инструкций для школьников на случай вооружённого нападения. Как вариант, предлагаются такие советы, которые укла­дываются в формулу «Убегай, прячься».

1. Убегай, если это возможно. Не нужно вступать в конфликт с вооружённым преступником и пытаться его обезвредить. Твоя задача – спасти свою жизнь, поэтому, если ты слышишь выстрелы или крики в другой части школы, беги к выходу.

2. Не трать время на разговоры. При нападении ты всё равно не успеешь обсудить со своими друзьями варианты спасения. Потом вы успеете поговорить, а сейчас спасайтесь.

3. Сними неудобную обувь и брось вещи. Туфли на каблуках или тяжёлый портфель замедляют тебя и мешают спасению. Скинь неудобную обувь, брось вещи: сейчас нужно действовать быстро.

4. Если убежать не получается, прячься. Большин­ство нападающих обезвреживают в первые 10-15 минут. Твоя задача – не попасться на глаза преступнику в течение этого времени. Если ты можешь закрыться в классе, сделай это.

5. Забаррикадируй дверь. У тебя наверняка нет ключа от класса, но ты можешь помешать атакующему войти, завалив дверь. Для этого можно придвинуть ко входу парты, стулья и даже шкафы.

6. Выключи свет в помещении. Преступник вряд ли пойдёт искать жертву в тёмной комнате, ведь таким образом он сам встанет под удар. Кроме того, темнота помешает ему стрелять в тебя и твоих друзей.

7. Отключи звук на мобильном телефоне. Твоя задача – не привлекать внимания преступника, поэтому выключи звук на мобильном и не шуми.

8. Притворись мёртвым. Если нападающий близко и ты не успеваешь убежать или спрятаться, падай на пол и притворяйся мёртвым. Существует вероятность, что преступник просто пройдёт мимо.

9. Не геройствуй. Ни в коем случае не пытайся обезвредить преступника самостоятельно. Не пытайся с ним поговорить, даже если это твой лучший друг. Сей­час это не друг, а преступник – тебе нужно держаться от него подальше.

Кстати, в США, где, согласно статистике, случаев на­падения на школьников больше, чем в других странах, в последнее время вместо формулы «Убегай, прячься» всё чаще используют «Убегай, прячься, атакуй». Осо­бо подчёркивается: атака – крайняя мера, на которую можно пойти, только если вашей жизни угрожает непо­средственная опасность. В такой ситуации школьникам предлагается вести себя максимально агрессивно, кричать, кидаться любыми предметами, по возможности использовать что-нибудь в качестве оружия.

РОДИТЕЛИ, ОТВЕТЬТЕ!

Психолог Петровского ЦСОН Т. И. Ильина предлагает всем родителям ответить на 15 вопросов. Говорить нужно только «да» или «нет».

1. Рождение вашего ребёнка было желанным?

2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

3. Вы каждый вечер разговариваете с ним по душам и обсуждаете прожитый день?

4. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников и т. д.)?

5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

8. Вы в курсе его времяпровождения, хобби, занятий?

9. Вы в курсе его влюблённости, симпатий?

10. Вы знаете о его недоброжелателях, врагах?

11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

12. Вы знаете, кто у него любимый учитель?

13. Вы знаете, кто у него самый нелюбимый учитель?

14. Вы первым идёте на примирение, разговор?

15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

Если большая часть ваших ответов – «да», то, вероятнее всего, пере­живать не стоит: в случае появления проблемы вы вовремя узнаете о ней и сумеете помочь ребёнку. Если же среди ответов много «нет», срочно меняйте модель поведения.

ВАЖНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ

Каждый школьник, в том числе первоклассник, должен уметь вызывать с мобильного телефона экстренные службы:

112 – единый телефон спасения; 102 – полиция;

103 – скорая помощь.

Казалось бы, всё верно: правильные слова, благие цели… Так откуда же берутся скулшутеры? К слову, многие из них по результатам экспертизы признаны психически здоровыми и в момент совер­шения преступления вменяемыми. Что же все мы делаем не так? Куда мостим дорогу своими благими намерениями?..

Елена АРЦИМОВИЧ
Ключевые слова:
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44