ОТ ПЕРВОГО ШАГА ДО ПЕРВОГО УСПЕХА

23 декабря 2021 года, 11:14 |

- Мы для наших ребят – их интересный мир и комфортная жизнь. У нас их любят и прини­мают такими, какие они есть, а главное – учат самостоя­тельности и дают уверенность в своих силах…

У заведующей социально-реабилитационным отделением (СРО) Петровского центра социального обслуживания населения А. В. Савельевой за семь лет её работы здесь есть немало примеров поло­жительных изменений в жиз­ни инвалидов-ментальников. Из чего же состоит их путь к позитивным переменам?

ТЕРАПИЯ ЧЕРЕЗ ПРИНЯТИЕ

Ещё несколько лет назад со­циально-реабилитационное от­деление именовалось отделени­ем дневного пребывания и имело иные цели работы. В 2014-мвместе с изменением названия изменились и задачи, стоящие перед специалистами. Позже появилось и новое направление работы – служба индивидуально­го сопровождаемого проживания на дому, в рамках которой инва­лиды с ментальными нарушени­ями учатся взаимодействовать с миром и вести быт, насколько это позволяют особенности их здоровья. Учатся жить в обще­стве. Как обычные люди.

- Случается, ребята приходят к нам настолько зажатыми, на­столько боятся мира, что един­ственное их желание – немед­ленно оказаться дома, в привыч­ной обстановке, на безопасном расстоянии от окружающих. Они просто закрываются от нас ру­ками и молчат. Бывает, что даже родные такого человека уверены, что тот настоящий именно вот такой – неулыбчивый, отстра­нённый, молчаливый, живущий в своей реальности, - расска­зывает Алина Владимировна. (В её отделении тепло, уютно и тихо: занятий сегодня нет, зато кабинет оживает, когда соби­рается группа.) - Но проходит время, и, получая у нас тепло и поддержку, многие раскрываются и начинают не просто улыбаться или односложно отвечать на вопросы, а рассказывать о себе, о своих желаниях и мечтах, и это серьёзный прогресс.

ГРУППА ДРУЗЕЙ

По словам А. В. Савельевой, сопровождаемое проживание инвалидов на дому – это каче­ственный подход к организации жизнеустройства людей с ин­валидностью, которые не могут полностью самостоятельно себя обслуживать и свободно ориен­тироваться в социальной среде. Самостоятельность в данном случае не означает способность обходиться без посторонней по­мощи и поддержки – она означает возможность делать выбор, при­нимать решения, ставить цели и достигать их.

Сегодня занятия службы сопровождаемого проживания посещают 13 человек с мен­тальными нарушениями. Самой младшей в группе, Валерии, 20 лет, самой старшей, Лейле, –48. Несмотря на разницу в воз­расте, все очень привязаны друг к другу.

- Наши ребята открытые и доброжелательные. Всегда по­могают друг другу. Переживают, если кто-то из друзей заболел, скучают, поддерживают и очень радуются встрече, - говорит Алина Владимировна. - Мы зна­ем точно, что для них наши выходные и праздничные дни – испытание, потому что лишают их удовольствия от встречи со своей командой. Однако меж­ду собой они общаются и вне отделения: ходят в кафе и в парк, переписываются в чате в WhatsApp, делятся пережива­ниями и впечатлениями. Даже разговаривающий жестами Ки­рилл, который уже снялся с обслуживания, общается по те­лефону со своими друзьями из нашей группы, и они каким-то образом понимают его речь, состоящую из отдельных звуков.

По словам А. В. Савельевой, Кирилл – уникальный парень. Несколько лет назад он пришёл в отделение абсолютно «чистым листом» – совершенно ни с чем. Специалисты научили молодого человека готовить, плести из би­сера и самостоятельно, исполь­зуя схему, ездить на автобусе из села (он родом оттуда) в Светло­град и обратно. Сегодня Кирилл не только нашёл друзей, но и самостоятельно зарабатывает: продаёт собственные изделия из бисера, вскапывает односель­чанам огороды, копает могилы. А ещё он теперь не боится кон­такта с людьми.

У каждого особенного полу­чателя социальных услуг раз­ный стаж пребывания в отде­лении, свои потребности и свои способности. Лера, например, с удовольствием читает романы, исторические рассказы и повести о войне, Сергей – православную литературу. Кто-то увлекается танцами или спортом, другим интересна работа с бисером, нит­ками и бумагой. В соответствии с этими данными и строится работа: в одном случае упор делается на развитие навыков общения или спортивных способ­ностей, в другом – на развитие творческого потенциала, в треть­ем – на формирование бытовых умений.

НАУЧИТЬ ОБЫЧНЫМ ВЕЩАМ

Итак, из чего же состоит путь к переменам? Прежде всего из ответственного трёхстороннего сотрудничества между специали­стами отделения, получателями социальных услуг и их родите­лями (законными представите­лями).

- Ребята приходят к нам в отделение дважды в неделю, то есть учебное (тренировочное) со­провождаемое проживание зани­мает лишь определённый период времени в их жизни. Поэтому для поддержания, сохранения и раз­вития достигнутых результатов мы должны быть в постоянном контакте с родителями, - расска­зывает Алина Владимировна.

- Как проходит обычный день в рамках учебного сопровождае­мого проживания?

- Он начинается с занятия по компьютерной грамотности. Его ведёт техник-программист центра Магомед Хандадашевич Магомедов. Учитывая индиви­дуальные потребности каждого, одних он, например, знакомит с программами для рисования, другим даёт основы работы в фоторедакторе, третьим помо­гает устанавливать приложения для общения.

После специалисты Светлана Александровна Афонина и Ольга Николаевна Литовка группой готовятся к поездке в отделение в Константиновском, где прохо­дят занятия по обучению само­стоятельному проживанию.

- Вместе планируют день, назначают дежурных по приготов­лению обеда, решают, что будут готовить на занятии, - описывает обычный рабочий день своей команды А. В. Савельева. - По дороге заезжают в магазин, где ребята с помощью специалистов учатся выбирать необходимые продукты, обращая внимание на срок годности, и расплачиваться на кассе.

Всё это вместе с чаепитием уже в Константиновском – раз­минка перед началом работы. А вот основная деятельность начинается с того, что медсестра Светлана Егоровна Теряева измеряет давление каждому человеку из прибывшей группы.

- Затем одна часть ребят идёт в спортивный зал и занимается на тренажёрах под наблюдением медика, - поясняет Алина Влади­мировна, - другая отправляется на кухню. Сначала дежурные вместе со специалистами повто­ряют правила техники безопасно­сти при работе с газом, острыми и режущими предметами, вспо­минают правила приготовления и хранения продуктов, а потом по рецепту из поваренной книги начинают готовить, например, салаты, супы, оладьи из кабач­ков, рагу, бутерброды, кашу, жареную рыбу, котлеты и даже мясо по-французски.

Готовые блюда за обедом оценивает вся группа. А потом начинаются другие занятия. Так, в кабинете санитарного модуля ребята изучают правила исполь­зования бытовой химии и пра­вила ухода за собой, в кабинете адаптивного обучения учатся уходу за жильём, вещами и обувью, вспоминают правила по­ведения в общественных местах. В кабинете социально-бытового модуля их ждут, например, танце­вальная терапия, рисование, из­готовление поделок из фоамира­на и бумаги или квиллинг. Здесь же они готовятся к различным творческим конкурсам и фестива­лям. В кабинете психологической разгрузки проходят групповые и индивидуальные занятия с пси­хологом, которые направлены на развитие коммуникационных навыков и на выстраивание меж­личностных отношений.

А ПРОГРЕСС-ТО ЕСТЬ!

- Для нас важно всегда выкла­дываться на все сто процентов и помогать друг другу. Именно по такому принципу работают специалисты в моём отделении, -продолжает рассказывать о специфике деятельности команды Алина Владимировна. - Наша задача в том, чтобы максималь­но развить либо сохранить на имеющемся уровне навыки и способности к самообслужи­ванию. Да, порой результатов приходится ждать долго. Но и мы не предполагаем быстрых успехов. Понимаем, что в силу особенностей здоровья наши ребята при обучении чему-либо нуждаются в многократном по­вторении, поэтому спокойно раз за разом повторяем одно и то же. И пусть отнюдь не сразу, но всё же динамика появляется. Особенно она видна тогда, когда родители допускают своих детей к уборке дома, к приготовлению пищи или к стирке, то есть помогают им закреплять навыки.

В итоге у каждого появляют­ся свои большие достижения: один научился самостоятель­но сортировать перед стиркой бельё, другой – чистить и резать картофель или лук, третий – покупать хлеб в магазине или мыть обувь. Эти немудрёные, казалось бы, умения важны для самостоятельной жизни людей, которым болезнь так и не даст окончательно повзрослеть.

- За несколько лет такой тес­ной работы ребята тоже стали для нас практически родными, -завершает разговор Алина Вла­димировна. - Мы проводим вме­сте будни и праздники, сбли­жаемся и тоже скучаем, если долго не видимся. Радуемся их маленьким и большим успехам, вместе с ними и сами учимся новому. Мы вместе растём, и нам это нравится.

Светлана ЗЛОБИНА
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44