ДИСТАНТ: ЧИТАТЕЛИ "ПВ" СПРАШИВАЮТ - МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РФ ОТВЕЧАЕТ

10 февраля 2022 года, 10:36 |

Сколько ещё лет в жизни учителей, школьников и их родителей будет дистанционное обучение? Дать ответ на этот вопрос не может никто, однако вероятность того, что дистант пришёл в образование всерьёз и надолго, существует.

Хорошо ли это? Ответ на вопрос у каждого наверняка будет свой: слишком много нюансов, начиная с технической оснащённости (не у всех есть безлимитный интернет и ком­пьютер), материальной обеспеченности (в периоды дистан­та школы, бесспорно, экономят на коммуналке, но родители и учителя, которые работают из дома, напротив, платят больше) и степени адаптации (не каждому хватает опыта владения новыми технологиями и здоровья) и заканчивая потребностью в социализации, в живом общении, ведь дистант лишает детей этой важнейшей части их развития.

Но кроме вопросов общечеловеческих, есть и юри­дические. В редакцию «Петровских вестей» поступило несколько обращений от родителей. Все они озабочены тем, что классные руководители настоятельно рекоменду­ют регистрироваться на коммерческих образовательных онлайн-платформах и периодически выполнять на них задания. Мы упорядочили вопросы и направили в Мини­стерство просвещения России. От директора департамента цифровой трансформации и больших данных А. В. Горобца получены ответы.

ДЕТИ СТАНУТ УМНЕЕ И ГАРМОНИЧНЕЕ, УЧИТЕЛЯМ БУДЕТ ЛЕГЧЕ

ВОПРОС: «Какую пользу, кроме вреда, должен принести дистант?»

ОТВЕТ: «В соответствии с Указом Президента Россий­ской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Минпросвещения России поручена разработка национального проекта «Образование», основными целями которого являются обеспечение глобальной конкурентоспособности россий­ского образования и вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духов­но-нравственных ценностей народов Российской Федера­ции, исторических и национально-культурных традиций.

В состав национального проекта «Образование» во­шёл федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (далее – Проект), цель которого – создание усло­вий для развития к 2024 году в образовательных органи­зациях всех видов и уровней современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценностей и стремления к саморазвитию и самообразованию у обучающихся.

Проект направлен на развитие использования со­временных цифровых технологий в образовательном процессе, на создание центров цифрового образования, системы объективного оценивания образовательных достижений обучающихся, включающей оценку универ­сальных компетенций.

Планируемые ключевые эффекты от реализации Проекта – оптимизация и снижение издержек в процессах управления деятельностью образовательных организа­ций, сокращение рабочего времени педагогических ра­ботников, которое они тратят на заполнение регулярной итоговой отчётности, содействие выстраиванию инди­видуальных траекторий обучения для каждого ребёнка.

Проект не содержит мероприятий, направленных на переход к тотальному электронному документообороту и дистанционному образованию».

В ПЕРСПЕКТИВЕ ПОЯВИТСЯ ЕДИНАЯ ГОСПЛАТФОРМА «МОЯ ШКОЛА»

ВОПРОС: «Большинство онлайн-платформ – ком­мерческие. Государство самоустранилось?»

ОТВЕТ: «Ключевой информационной системой, раз­рабатываемой в рамках Проекта, является федеральная государственная информационная система «Моя шко­ла» (далее – ФГИС «Моя школа»).

ФГИС «Моя школа» - сервис для учителя, обучающих­ся и родителей, состоящий из набора личных кабинетов пользователей, позволяющих обеспечить коммуникацию между учителем и обучающимся, оперативно получить обратную связь, осуществлять автоматизированную проверку, создавать мгновенные опросы. Данным сервисом предусмотрена также возможность создания виртуального класса для одновременного проведения образовательного процесса в очном и дистанционном форматах.

Также в рамках ФГИС «Моя школа» создаётся Библиотека образовательного контента (информации. – Прим. авт.), которая обеспечит возможность создания, модерации (контроля. – Прим. авт.), публикации и вос­произведения верифицированного (проверенного на до­стоверность. – Прим. авт.) образовательного контента.

Всего в 2021 году разработано не менее 3162 циф­ровых конспектов уроков и 12648 электронных обра­зовательных материалов, прошедших верификацию. Ежегодно количество материалов в Библиотеке обра­зовательного контента будет увеличиваться».

ВЫБИРАЮТ МУНИЦИПАЛИТЕТЫ И ШКОЛЫ. МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДОЛЖНО УЧИТЫВАТЬСЯ

ВОПРОС: «Кто решает, когда и на какой срок вво­дится дистант?»

ОТВЕТ: «В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, организация предоставления общего образования в госу­дарственных образовательных организациях субъектов РФ относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования.

Согласно статье 28 Закона об образовании образова­тельная организация самостоятельна в осуществлении образовательной, научной, административной, финансо­во-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, в том числе обеспечи­вающих обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.

Статьёй 13 ФЗ об образовании установлено, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, элек­тронное обучение. Статьёй 16 регулируется реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обуче­ние, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Кроме того, Минпросвещения России разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации (письмо Минпросвещения России от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04) Методические рекомендации по реализации образова­тельных программ начального общего, основного об­щего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – Методические ре­комендации), которые носят рекомендательный характер и являются примерной моделью реализации образова­тельных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Следует отметить, что, согласно статье 26 Закона об образовании, управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов едино­началия и коллегиальности. В качестве коллегиальных органов управления могут выступать попечительский со­вет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. В целях учёта мнения родителей по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образо­вательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы учащихся, создаются Советы родителей».

ПЕРЕХОД НА ДИСТАНТ – РЕКОМЕНДУЕМАЯ МЕРА

ВОПРОС: «Могут ли родители отказаться от дистанта? Как закон регламентирует переход на дистант?»

ОТВЕТ: «На основании части 1 статьи 28 Феде­рального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ порядок взаимодействия общеобразовательной организации с обучающимися, родители (законные представители) которых отказались от дистанционного обучения, может быть определён общеобразовательной организацией самостоятельно... При наличии письменного заявления родителей (законных представителей) обучающегося об отказе от дистанционной формы обучения учебные занятия с обучающимся должны проводиться путём непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.

Одновременно департамент сообщает, что образо­вательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников (пункт 2 части 6 статьи 28 Закона об обра­зовании)…

Департамент обращает внимание, что применение образовательными организациями дистанционных образовательных технологий при организации образо­вательной деятельности – временная мера, связанная с недопущением распространения новой коронавирус­ной инфекции (COVID-19). Решение об использовании дистанционных образовательных технологий зависит от санитарно-эпидемиологической ситуации и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

Дистанционное обучение с использованием электронных средств являлось единственной воз­можностью продолжить обучение детей в ситуации пандемии и социальной изоляции. Дистанционные образовательные технологии и электронные средства обучения могут успешно и безопасно для физического и психического здоровья применяться в образова­тельном процессе при соблюдении определённых условий, установленных требований и нормативов в данной области.

Согласно пункту 1.5 постановления Главного госу­дарственного санитарного врача Российской Федера­ции от 13 марта 2020 г. № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) устанавливалось обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в образовательных организациях, по возможности обеспечить переход на дистанционное обучение. При этом особый акцент всегда делается именно на том, что использование дистанционных технологий и образовательных он­лайн-ресурсов в обучении – это прежде всего вспомо­гательный инструмент, который позволяет школьникам развивать таланты, учиться, получать новые навыки и качественное образование на всей территории Рос­сийской Федерации.

Таким образом, переход на дистанционное обу­чение являлся рекомендуемой мерой по снижению рисков распространения новой коронавирусной ин­фекции».

КОГДА УТВЕРДЯТ ПЕРЕЧЕНЬ ДОПУЩЕННЫХ К ОБУЧЕНИЮ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ?

К сожалению, директор департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России А. В. Горобец не дал ответа на один очень важный вопрос, который содержался в запросе «Петровских вестей»: «Существует ли утверждённый приказом Минпросвещения федеральный перечень образовательных онлайн-платформ, допущенных к обучению школьников, и если да, то где с ним можно ознакомиться?»

По всей видимости, в настоящий момент такого перечня нет. Однако, как следует из информации, размещённой на vedomosti.ru, 8 декабря этого года Госдума приняла изменения в закон «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которыми цифровые платформы, онлайн-учебники и электрон­ные образовательные ресурсы для школ и учреждений среднего профессионального образования (СПО) со следующего года будут проходить обязательную проверку на достоверность: «Из одобренных серви­сов Министерство просвещения сформирует единый федеральный реестр, следует из текста документа».

Что ж, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Елена АРЦИМОВИЧ
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44